Жилые помещения в домах системы социального обслуживания — советы опытного юриста

Вопрос о статусе апартаментов активно прорабатывают законодатели и обсуждают СМИ. Это важно для УО, управляющих многофункциональными зданиями, где расположены такие помещения.

В помощь таким компаниям делаем обзор наших материалов по апартаментам.

Читайте, являются ли они жильём, как управлять ими и установить размер платы за содержание, а также как УО взыскать с собственников задолженность за свои услуги.

Что такое апартаменты и являются ли они жилыми помещениями

В России сложилась практика строительства многофункциональных зданий. Это офисные и торговые центры, иные объекты нежилого назначения. В них много разных собственников: застройщик, отдельные юридические или физические лица, группы таких лиц.

В этих зданиях зачастую есть нежилые помещения, которые собственники используют для постоянного проживания – апартаменты. На них не распространяются нормы ЖК РФ. Жители апартаментов не могут зарегистрироваться в них, а жилищно-коммунальные услуги оплачивают по тарифам для нежилых помещений, не для населения.

Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в одном из выпуском онлайн-программы «ЖКХ: мечты сбываются» отметила, что термин «апартаменты» пока содержится только в НПА для гостиничного бизнеса. Апартаменты в соответствии с классификацией являются одним из видов номеров в отелях и предназначены для временного пребывания.

Поэтому для них не действуют стандарты для жилых помещений по уровню шума, плотности городской застройки или обеспечения необходимыми объектами инфраструктуры. К тому же, согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ, апартаменты относятся не к жилью, а к прочим видам нежилого имущества. На них не распространяются налоговые льготы (ч.ч. 3, 4 ст. 403 НК РФ).

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания - советы опытного юристаТри довода судов в пользу УО при взыскании долгов по апартаментам

Что делают законодатели для правового регулирования в сфере управления многофункциональными зданиями

Многофункциональных зданий с апартаментами становится всё больше, а правового статуса у них нет. В НПА даже нет таких терминов. Чтобы урегулировать вопросы проживания в апартаментах и управления зданиями с ними, члены Совета Федерации разработалиспециальный законопроект № 1162929-7.

Авторы предлагают внести в нормативно-правовые акты понятие «многофункциональное здание» и распространить на такие объекты действие ЖК РФ. Тогда собственники апартаментов смогут перевести их в статус жилых помещений.

В законопроекте также указано, что общие собрания собственников в многофункциональных зданиях будут проводиться по аналогии с ОСС в многоквартирных домах. Владельцы помещений официально получат долевое право на общее имущество в здании.

Важность таких правок в законодательствеподчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. Он поручил своему заместителю Марату Хуснуллину создать к июлю рабочую группу по данному вопросу, а Минстрою РФ – продолжить обсуждение законопроекта № 1162929-7.

Есть ли в многофункциональных зданиях общее имущество и кто несёт за него ответственность

Пока в законодательство не внесены изменения, которые бы определили статус апартаментов и нормы управления многофункциональными зданиями, в этой сфере порядок устанавливают принцип применения закона по аналогии и судебная практика.

В одном из выпусков онлайн-программы «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов рассказал о том, кому в многофункциональных зданиях сегодня может принадлежать право на общее имущество и, соответственно, кто за него отвечает. Есть три варианта:

  • Застройщик приобретает право собственности на места общего пользования в силу ст. 218 ГК РФ, регистрирует его и передаёт это имущество в безвозмездное пользование управляющей зданием организации. Также застройщик может сдать ОИ в долгосрочную аренду любой компании, которая будет обслуживать объект.
  • При оформлении права собственности на помещение собственник получает долю в праве на общее имущество. Так застройщик снимает с себя ответственность за его содержание. Собственники должны сами договориться о том, кто и как будет управлять зданием и обслуживать его.
  • Застройщик заключает договоры об участии в долевом строительстве с УО, которую сам учреждает, а УО – договоры цессии с собственниками помещений в здании. В таком случае ответственность за управление объектом капитального строительства, его содержание, сбор платы за услуги полностью возложены на УО.

У каждой из этих схем есть свои плюсы и минусы, о которых вы сможете узнать из выпуска онлайн-журнала.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания - советы опытного юристаКакие существуют способы управления зданиями с апартаментами

Нужно ли вносить данные о многофункциональном здании в реестр лицензий субъекта РФ

Как правило, управляющие организации, заключающие договоры с собственниками помещений в многофункциональных зданиях, имеют опыт управления МКД. У них возникает вполне обоснованный вопрос: если в здании есть апартаменты, в них живут люди, нужно ли вносить сведения о таком здании в реестр лицензий.

Ответ на этот вопрос дал Верховный суд РФ в деле № А60-46903/2019.

Одна из УО Екатеринбурга не внесла в реестр лицензий многофункциональное здание, которым управляла: по технической документации объект не являлся МКД.

Но орган Госжилнадзора посчитал иначе, потому что в здании были жилые помещения. Ведомство выдало предписание, потребовав, чтобы УО перестала управлять зданием, пока не внесёт его в реестр.

Стороны спора встретились в суде и дошли до ВС РФ. Он поставил точку в этом вопросе, указав, что раз многофункциональное здание включает помещения жилого и нежилого фонда, то является МКД согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников. Спорное здание отвечает признакам МКД и подлежит включению в реестр лицензий.

Если в суде УО сможет доказать, что в здании нет жилых помещений, тогда нельзя будет отнести объект к многоквартирным домам и потребовать от компании внести сведения о нём в реестр.

Кто и как устанавливает размер платы за содержание апартаментов

Ещё один непростой вопрос для собственников и управляющих апартаментами – расчёт платы за ЖКУ. Поскольку такие помещения не признаются жилыми помещениями, к ним применяются тарифы на коммунальные услуги для нежилых помещений. Пока не будут внесены изменения в законодательство, исполнители услуг не будут использовать при расчётах тарифы для населения.

Сложнее обстоят дела с установлением размера платы за содержание апартаментов в отсутствие правового регулирования. Если собственники помещений на общем собрании не смогли договориться о величине платы или вообще не проводили ОСС, то рано или поздно спор о начислениях в квитанциях перейдёт в суд.

В Рязани собственник апартаментов подал иск в суд, считая, что при расчётах управляющая организация должна использовать утверждённый органом местного самоуправления тариф. К тому же истец не подписывал с ней договор и поэтому не должен ей платить. Общее собрание собственников помещений в здании не утверждало перечень работ и услуг и размер платы за них.

УО при расчётах с собственниками апартаментов использовала размер платы, прописанный в договоре между ней и застройщиком. Плата за коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию, начислялась по тарифам для нежилых помещений.

Разбирательство дошло до Верховного суда РФ. Он указал, что установленный органом МСУ тариф нельзя применять к нежилому зданию. Размер платы должны утвердить собственники на ОСС. Если они этого не сделали, то расчёт платы должен исходить из экономической обоснованности и принципа достаточности средств для надлежащего содержания общего имущества собственников.

Поскольку управляющая организация по факту оказывала услуги и проводила работы по содержанию общего имущества, то собственники должны за это заплатить. Чтобы определить, сколько, судам следует установить объём оказанных УО услуг, их стоимость и экономическую обоснованность.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания - советы опытного юристаВносятся ли в реестр лицензий данные о многофункциональном здании

Можно ли взыскать долг за содержание апартаментов с их собственника в отсутствие письменного договора

Взыскание УО платы за содержание общего имущества в многофункциональных зданиях стало одной из тем онлайн-программы «Школа ЖКХ». Её ведущий Павел Кузнецов сделал обзор судебной практики, проанализировал положительные для управляющих организаций решения и доводы судов в них.

Как мы говорили ранее, апартаменты не являются жильём и поэтому нормы ЖК РФ напрямую к ним не применяются. Но при решении споров между собственниками апартаментов и УО суды по аналогии используют положения разд. VII ЖК РФ «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги».

При этом собственнику отдельного помещения в здании принадлежит доля в праве собственности на общее имущество (ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ). С момента подписания передаточного акта он является потребителем ЖКУ и должен платить за содержание общего имущества (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Суды признают право УО на взыскание задолженности и в отсутствие заключённого с собственником помещений договора. Это не освобождает его от оплаты расходов на содержание общего имущества (п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 № 10-П). Подробнее о судебной практике по взысканию долгов с владельцев апартаментов узнайте из выпуска онлайн-журнала.

Читайте также:  Пленум Верховного суда позаботился об «одиноких женщинах» - советы опытного юриста

Что нужно иметь в виду, приступая к управлению апартаментами

Компании, решившие управлять многофункциональными зданиями с апартаментами, должны помнить несколько важных аспектов этой работы:

  1. Управление и содержание апартаментов не урегулировано в НПА, а суды для разрешения споров УО с собственниками применяют нормы ЖК РФ по аналогии.
  2. Апартаменты не являются жилыми помещениями, поэтому их жители не могут там зарегистрироваться, а при расчётах за коммунальные услуги исполнители не могут использовать тарифы для населения.
  3. Размер платы за управление и содержание апартаментов должно утвердить общее собрание собственников. Применять муниципальный тариф к нежилому зданию нельзя.
  4. Отсутствие письменного договора между собственником помещения и УО не освобождает жителя апартаментов от оплаты содержания общего имущества. Если владелец помещения не оплачивает услуги управляющей организации, она вправе взыскать долг через суд.

Ждём правки в нормативно-правовые акты, которые закрепят статус апартаментов и многофункциональных зданий и позволят УО применять при управлении ими нормы Жилищного кодекса.

Выборгский район

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания - советы опытного юриста

Специализированный дом социального назначения в Выборгском районе Санкт‑Петербурга.

Дом системы социального обслуживания населения не является стационарным учреждением социального обслуживания. Квартиры в доме не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем, аренду.

  Лестничные площадки, лифты и квартиры в социальном доме приспособлены для маломобильных групп населения. Все жители дома имеют круглосуточную телефонную связь с диспетчером. Дома оснащены пожарной сигнализацией.

Службы медицинского и социального обслуживания находятся в помещениях дома.

Описание:

Специализированный жилой дом социального назначения в Выборгском районе Санкт‑Петербурга, расположен по адресу: Сиреневый бульвар, д.15, Лит. А, тип дома – кирпичный,количество этажей – 9.

  Разрешение Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2009 № 78-33038-209.

Организация, осуществляющая техническое и эксплуатационное обслуживание специального жилого дома ООО «Сплав Т».

  Общая площадь дома 5822,5 кв.м. в том числе жилая  2458, 9кв.м.

  • Количество квартир – 132, в том числе:
  •   Однокомнатных – 116;
  • Двухкомнатных – 16;
  • В настоящее время свободных однокомнатных квартир – 16, для заселения, свободных комнат – 9.
  • Условия:

Законом Санкт‑Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт‑Петербурга», постановлением Правительства Санкт‑Петербурга «О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения» предусмотрена возможность предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим возраста, установленного законодательством (женщины старше 55 лет, мужчины  старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации). Преимущественным правом предоставления жилого помещения в специализированном жилом доме пользуются лица, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с действующим законодательством право на предоставление жилых помещений.

  Жилые помещения в  домах системы социального обслуживания населения предоставляются гражданам по договору найма специализированного жилого помещения, поднаниматель данного помещения не вправе  осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, приватизировать его, передавать его  в поднаем.

Жилые помещения в специализированном жилом доме предоставляются гражданам при условии освобождения и передачи в установленном порядке занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга или освобождения и передачи в собственность Санкт‑Петербурга жилых помещений, принадлежащих им на  праве собственности. Исключение составляют инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, являющимся нанимателями или собственниками жилых помещений,  в случае если их проживание в занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

  1. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения не предоставляются гражданам, страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией, тяжелыми психическими расстройствами, открытой формой туберкулеза, иными заболеваниями, при которых совместное с ними проживание невозможно, а также гражданам, признанным недееспособными.
  2. Решение о предоставлении жилого помещения в социальном доме принимается Комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.
  3. Куда обращаться:
  4. Для рассмотрения вопроса возможности предоставления  жилого помещения в специализированном жилом доме социального назначения необходимо обращаться в администрацию Выборгского района Санкт‑Петербурга кабинет 113 (понедельник и среда с 10 до 18 часов, перерыв с 13 до 14 часов).
  5.   Перечень документов:
  6.   — заявление,
  7.   —  документ, удостоверяющий личность заявителя;

  -медицинские заключения, подтверждающие отсутствие у претендентов на вселение в жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, заболеваний, при которых совместное с ними проживание невозможно, а также их дееспособность (справки из учреждений здравоохранения — диспансеров: психоневрологического — Фермское шоссе, д.34; противотуберкулезного-пр.Тореза, д.93; наркологического — ул.Жака Дюкло,д.6/2; и справку из районной городской поликлиники);документы о льготах.

Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения гражданам с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности В избранное

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Комитете в ходе предоставления юсу дарственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта, Портала).
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета, подаются в Комитет.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Комитета, может быть направлена:
  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Правительства Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru, федерального Портала либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. Рассмотрение жалоб
  3. Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
  4. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
Читайте также:  Теперь нотариусы работают по регламенту - советы опытного юриста

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного гражданского служащего Комитета, его руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

  • В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  • По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  1. Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
  2. По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  3. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  4. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  5. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги, информация о действиях, осуществляемых Комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана необоснованной, — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, (191060, Смольный, Санкт‑Петербург; (812) 576‑4480; (812) 576‑7955; adm@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

О предоставлении социальных услуг в надомной форме обслуживания

Особое место в системе социального обеспечения населения занимает социальное обслуживание. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме. Услуги могут предоставляться гражданам бесплатно за частичную или полную плату.

Правовое регулирование социального обслуживания основывается на Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации».

  • Согласно Закону социальная услуга – это действие в сфере социального обслуживания граждан по оказанию им разовой, периодической или постоянной помощи с целью улучшения их условий жизнедеятельности и расширения у них возможности обеспечивать свои основные жизненные потребности самостоятельно.
  • Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении.
  • Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о предоставлении социальных услуг в форме на дому
  • Кто может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании
  • Согласно статье 15 закона, помощь на дому могут получить:
  • — лица, которые не могут самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста;
  • — инвалиды;
  • — семьи, воспитывающие ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • — семьи, в которых есть ребенок, испытывающий трудности в социальной адаптации;
  • — семьи, в которых есть лица с наркотической или алкогольной зависимостью;
Читайте также:  Основания, порядок и ограничения применения иностранного права - советы опытного юриста

— лица без определенного места жительства, не имеющие средств к существованию и т.д.

  1. Какие услуги предоставляются гражданам
  2. Граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, могут получать следующие социальные услуги:
  3. социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.
  4. Например такие виды помощи:
  5. — сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
  6. — помощь в оплате коммунальных услуг;
  7. — помощь в уборке дома;
  8. — доставка воды, топка печи (при проживании гражданина в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
  9. — приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.
  10. Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, то в зависимости от состояния здоровья ему могут быть предоставлены следующие услуги:
  11. — совместные походы в поликлиники;
  12. — психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
  13. — помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
  14. — содействие в получении медицинских услуг;
  15. — осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
  16. — помощь в оформлении документов;
  17. — правовые и юридические услуги;

— помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями), и др. услуги. Социальные услуги в форме на дому предоставляются гражданам в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2014 № 417 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг на дому получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Хабаровском крае» 

  • Кто имеет право на бесплатные социальные услуги
  • Социальные услуги могут предоставляться бесплатно, частично или полностью оплачиваться.
  • Социальные услуги предоставляются бесплатно следующим лицам:
  • — несовершеннолетним детям;
  • — лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • — одиноко проживающим либо проживающим с супругой (супругом);
  • а) инвалидам Великой Отечественной войны;
  • б) участникам Великой Отечественной войны;
  • в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

г) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

  1. д) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  2. — одиноко проживающим вдовам (вдовцам) погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны;
  3. — одиноко проживающим вдовам (вдовцам) погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны;
  4. — получателям социальных услуг, среднедушевой доход которых на дату обращения, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных
  5. услуг бесплатно, установленной законом Хабаровского края.
  6. Граждане, у которых доход превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленную в крае, могут получать социальные услуги за плату.
  7. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, устанавливаемой законом Хабаровского края.

Например: сумма среднедушевого дохода одинокого пенсионера равна 17,0 тыс.руб. (учитывается только размер его дохода, т.к. нет других членов семьи, имеющих доход), прожиточный минимум, установленный в крае для пенсионеров составляет 10 744 руб. (на 05 сентября 2018 г.), полуторный размер будет составлять 10 744 * 1,5 = 16 116 руб.

Если доход гражданина меньше или равен 16 116 руб., то социальные услуги ему предоставляются бесплатно.

Максимальный тариф на социальные услуги рассчитывается по следующей формуле:

(17 000 – 16 116)*50%= 442 руб. (442 руб. это оплата за весь перечень социальных услуг в месяц)

Кто может обратиться, кроме самого гражданина, за оказанием социальных услуг на дому

С вопросом о предоставлении социального обслуживания может обратиться как сам нуждающийся, так и другой человек или организация. Независимо от того, кто подал запрос, согласие самого гражданина обязательно. Если человек одинок и маломобилен, то после обращения, например, соседей, для оформления заявления специалист социальной службы (социальный работник) посетит его на дому.  

  • Какие документы необходимо представить
  • К заявлению следует приложить
  • — документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);
  • — документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);
  • — удостоверение или иной документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края;
  • — индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
  • — документы о составе семьи получателя социальных услуг (при ее наличии), доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при ее наличии) и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения размера платы за предоставление социальных услуг (данный документ может быть представлен по собственной инициативе гражданина или его законным представителем, либо запрашивается поставщиком социальных услуг в государственных органах и органах местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия).
  • В каких объемах предоставляются социальные услуги в надомной форме обслуживания
  • Вам составят индивидуальную программу, в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг и прочее. 
  • Что такое индивидуальная программа
  • Индивидуальная программа получателя социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению.
  • Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе, в дневное время суток.
  • В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.
  • Кто может определить какие нужны услуги

Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей граждан.

Кроме этого, граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг, ими могут быть государственные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие, некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

  1. Когда заключается договор о предоставлении социальных услуг
  2. Договор о предоставлении социальных услуг на дому заключается в течение суток с даты представления получателем социальных услуг индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
  3. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг на дому являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг.
  4. В каких случаях предоставление социальных услуг может быть прекращено
  5. Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:
  6. — письменное заявление получателя социальных услуг или его представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;
  7. — окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и (или) индивидуальной программой;
  8. — нарушение получателем социальных услуг или его представителем условий, предусмотренных договором;
  9. — смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
  10. — решение суда о признании получателя социальных услуг умершим или безвестно отсутствующим;
  11. — осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
  12. Куда нужно обратиться для признания нуждающимся в социальном обслуживании
  13. По вопросу признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании следует обращаться в комплексные центры социального обслуживания по месту жительства:
  14. КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения»

(680000, г. Хабаровск,ул. Фрунзе, 67, 75-87-27, 25-87-30

kcsonhab@adm.khv.ru

КГБУ «Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального

обслуживания населения»

(681021, г. Комсомольск н/А, ул. Сидоренко, 28, корп.3)

8 (4217)54-1574т/ф 8 (4217) 53-44-64

kcsonkoms_1@adm.khv.ru.

КГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по                                                 Комсомольскому району»

(681021, г. Комсомольск н/А,ул. Сидоренко, 28)

8(4217)53-78-07т/ф

kcsogpvikomsray@adm.khv.ru

КГБУ «Комплексный центр социального обслужиапния по району им. Лазо»

(682910, район им. Лазо, п. Переяславка, ул. Центральная, 5 )

8(42154)21-7-45т/ф

sdvp@adm.khv.ru

КГБУ «Амурский комплексный центр социального обслуживания населения»

(682640, г. Амурск,ул. Лесная, 3а)

8(42142)2-85-68

kcsonamur@adm.khv.ru;

8(42142)2-80-49ф

КГБУ «Аянский комплексный центр социального обслуживания населения»

(682571, Аяно-Майский район, с. Аян. ул. Пшеничного , 2)

  • 8(42147) 21-4-59
  • ayanpriut@mail.ru
  • КГБУ «Бикинский комплексный центр социального обслуживания населения»

(682970, г. Бикин, ул. Октябрьская, 32 в)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *