Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства — советы опытного юриста

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юриста
Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения

  • К основной стадии процесса относится слушание (разбирательство) по гражданским делам.
  • Именно в ходе таких слушаний выражаются основные принципы.
  • Организация правосудия направлена на выявление в решении спорного вопроса участника, действия которого регламентированы законодательством.
  • Складываются и такие ситуации, когда приходится давать разъяснения в правах того или иного гражданина для устранения появившейся правовой неясности.
  • По ходу процесса оцениваются доказательства, предъявленные каждой из сторон, определяются их права для вынесения конечного вердикта.

Разбирательство по иску происходит в открытом заседании с неизменным составом судей. Если на каком-то этапе будет произведена замена судьи, тогда разбирательство начинается с самого начала.

Надзор за работой судебных органов направлен на пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений/ постановлений, успевших вступить в законную силу.

А также урегулирование процессуальных отношений, формирование которых наблюдается в судах надзорной инстанции ввиду проведения проверок законности, вынесенных решений/ постановлений или определений, успевших приобрести свою законность.

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаСудопроизводство

Отечественное судопроизводство имеет характерную особенность в том, что при вынесении принятого решения становится доступной возможность его  пересмотра в процессе не только кассационного, но и надзорного  производства.

Полномочия надзора

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаПраво на исправление

Значимость апелляционного/кассационного производства

  1. Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.
  2. Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

  3. В задачи такого контроля входят:
  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.

  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

  • Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.
  • Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.
  • Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.
  • Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаЗадачи надзорной инстанции

Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:

  • представление по надзору;
  • надзорная жалоба.

Между  написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.

Повод для возбуждения надзорного производства

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаСлово прокурора

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии  доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Законные требования

  1. Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.
  2. Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

  3. В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.
  4. Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

Составление жалобы

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаЗаконные требования

Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При получении отказа в принятии необходимого решения по жалобе в инстанции, стоящей ниже рангом, всегда есть возможность для обращения с таким же основанием в вышестоящую.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Дополнительная документация к жалобе

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Нельзя ухудшить положение

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаВыявление нарушений

В статье ГПК № 448 утверждены основания, направленные на отмену вынесенных постановлений в ходе надзора, по причине их необоснованности или выявленных нарушений.

Вынесенные постановления будут признаны необоснованными в случае, не полного разбирательства  фактов,  ставших не учтенными доказательствами и фактов, без подтверждения и доказательств, но ставших в основании для вынесения решения.

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаПричины для отмены/изменений постановлений

Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юриста

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юриста

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаЭта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.
Читайте также:  Международное частное право: понятие, предмет, методы - советы опытного юриста

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаВыявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристапо виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

 Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юристаПодача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Вс рф рассмотрел дело несгибаемого судьи, отстоявшего свои права в еспч

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юриста Moscow Live

Верховный суд РФ 27 августа рассмотрел дело бывшего судьи Краснодарского гарнизонного военного суда 45-летнего Романа Грузды, чьи полномочия были приостановлены двенадцать лет назад в связи с уголовным преследованием. Ранее служитель Фемиды добился оправдательного приговора, попутно получив компенсацию в ЕСПЧ. Теперь он пытается восстановиться на работе в надежде зачесть пропущенный срок в общий стаж и претендовать на пожизненное содержание.

О своих многолетних злоключениях Грузда рассказал корреспонденту Legal.Report в кулуарах ВС РФ. В 2004 году он, капитан юстиции, был назначен военным судьей на трехлетний срок полномочий. За 23 дня до их истечения, в апреле 2007 года, служитель Фемиды стал фигурантом уголовного дела.

ККС Краснодарского края, давая свое согласие на возбуждение дела, приостановила его полномочия. В 2009 году Грузду приговорили к штрафу, признав виновным в отмывании преступных доходов (ст. 174 УК РФ), но вторая инстанция его оправдала. Это решение было отменено в порядке надзора.

После этого Грузда решил добиваться справедливости в Страсбурге.

В апреле 2016-го Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Грузда против России», в рамках которого бывший судья добивался компенсации в 30 000 евро за отмену оправдательного приговора посредством надзорного производства. Заявителю присудили 1500 евро. ВС РФ признал решения Страсбургского суда и утвердил оправдательный приговор.

Впрочем, к этому времени уголовное дело все равно было прекращено, из-за того что в 2010 году произошла декриминализация законодательства.

Читайте также:  Образец ходатайство об исключении протоколов допроса свидетелей - советы опытного юриста

Воодушевленный победой Грузда решил восстановиться в должности. Это позволило бы ему претендовать на денежную компенсацию за весь период своих «мытарств» и по настоящее время (по собственным оценкам судьи, речь идет о более чем 10 млн руб.), а также получить необходимый судейский стаж для назначения пожизненного содержания.

В апреле этого года Грузда обжаловал в ВККС решение краснодарской квалифколлегии двенадцатилетней давности. Дело он  проиграл, после чего обратился с административным иском в ВС РФ, требуя отменить уже решение ВККС.

— Я понимаю, что систему трудно победить. Но так быть не должно — приостановили [полномочия] и «рассосалось»? — возмущался Грузда в беседе с корреспондентом L.R. — Они просто забыли про меня.

По его словам, приостановленный ККС срок полномочий должен быть возобновлен и на основании отдельного решения его должны официально отправить в отставку.

В ходе короткого и довольно нервного заседания в ВС Грузда придерживался такой же позиции.

— Почему вы считаете, что вас надо восстановить и что полномочия ваши фактически не прекращались? — поинтересовалась у истца судья ВС РФ Алла Назарова.

— Потому что нет такого решения. В законодательстве указано, что когда приостанавливаются полномочия, то должно следовать следующее решение: или прекращаются полномочия по нереабилитирующим, или возобновляются по реабилитирующим [основаниям], — объяснял Грузда. — В моем случае не было ни одного, ни другого решения.

Представитель ВККС, в свою очередь, озвучила в ходе слушаний коллегиальную позицию своего органа. Она заключалась в том, что срок трехлетних полномочий Грузды, по сути, автоматически истек 30 апреля 2007 года, сам истец является судьей в отставке «в силу закона».

— Его полномочия прекращены и возобновлены быть не могут! — чеканным голосом резюмировала представитель высшей квалифколлегии.

После этого стороны вступили в короткие препирательства относительно того, необходимо ли принимать отдельно решение о прекращении срока полномочий судьи в связи с истечением этого срока. Грузда считал, что законодательство этого требует, а представитель ВККС настаивала на обратном.

— Требуется или не требуется, суд решит! — поставила точку Назарова.

Судье понадобилось 10 минут, чтобы отказать Грузде в его требованиях. Ожидавший такого исхода истец пообещал обжаловать это решение, объяснив корреспонденту L.R, что раз взялся за дело, то пойдет до конца.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Надзорное производство является заключительной стадией оспаривания судебных актов, которой может воспользоваться каждый участник процесса, либо прокурор.

Подача надзорных жалоб допускается только на судебные акты, вступившие в силу, которые были предметом пересмотра в апелляционной и кассационной инстанции.

Разберем, что необходимо сделать для пересмотра дела в порядке надзора, и какой орган уполномочен разбирать такие жалобы.

Руководству ВС РФ предоставят право возбуждения надзорного производства - советы опытного юриста

Что это такое

Право на судебную защиту не ограничивает разбирательством дела только по первой инстанции. При несогласии с решением или приговором, каждый участник процесса может обратиться в апелляцию, кассацию и надзор. Аналогичные полномочия предоставлены должностным лицам прокуратуры, даже если они не участвовали в деле. Можно выделить общие правила надзорного производства:

  • чтобы подать жалобу в надзорную инстанцию, нужно использовать все иные варианты оспаривания, т.е. пройти апелляцию и кассацию;
  • рассматривать дела в порядке надзора вправе только Президиум Верховного суда РФ;
  • надзорная жалоба проходит предварительную проверку у судьи ВС РФ, который принимает решение о ее рассмотрении Президиумом, либо выносит отказ.

В отличие от иных стадий оспаривания, при обращении в надзор нужно указать на конкретные нарушения законных прав и интересов участников процесса, допущенные при вынесении судебных актов. Такие обстоятельства нужно подробно изложить в тексте жалобы, иначе предварительная проверка у судьи ВС РФ завершиться отказом в передаче дела на рассмотрение Президиума.

Участник процесса, не согласный с актами первой и последующих инстанций, может сам подать надзорную жалобу, либо обратиться с аналогичной просьбой в прокуратуру.

Как правило, помощь прокурора нужна при пропуске срока для подачи надзорной жалобы.

В прокуратуре проводится проверка по каждому обращению граждан, после чего принимается решение об инициировании жалобы в надзорную инстанцию, либо об отказе в принятии мер реагирования.

Скачать образец жалобы в надзорную инстанцию

В зависимости от сферы законодательства, при обращении в надзор нужно учитывать следующие нюансы:

  • срок на обращение в надзор в гражданском процессе составляет 3 месяца с момента вступления в силу решения, при этом в указанный период времени нужно успеть пройти кассационную инстанцию;
  • в арбитражном процессе на подачу надзорной жалобы также дается 3 месяца, а подача ходатайства о восстановлении этого срока возможна в пределах 6 месяцев после вступления в силу решения, либо со дня, когда о нарушении своих прав узнало заинтересованное лицо;
  • в уголовном процессе не предусмотрено ограничение сроков на обращение в надзор, равно как и количество жалоб (их можно подавать по каждому факту выявления нарушений прав и свобод граждан).
  • Надзорные жалобы направляются непосредственно в ВС РФ, с приложением заверенных копий судебный актов нижестоящих инстанций.
  • На практике, добиться передачи дела на рассмотрение Президиума ВС РФ крайне сложно, поэтому целесообразно совершать все действия при поддержке опытного юриста.
  • По итогам рассмотрения жалобы, Президиум ВС РФ вправе оставить в силе все или отдельные акты нижестоящих инстанций, внести изменения в решение и приговор, отменить все судебные постановления и вернуть дело на новое разбирательство в первую инстанцию.
  • Основанием для изменения или отмены актов нижестоящих инстанций могут быть нарушения прав и свобод граждан, ошибки в применении и толковании законодательных норм, несоблюдение принципа единообразия при рассмотрении дела.

Поделиться ссылкой:

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

  • На чтение: 2 минуты
  • Просмотров:361
  • Опубликовано: 01.01.2018
  • В закладки:Ctrl+D

Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства.

Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов.

Надзорное производство является факультативной частью криминального процесса. Его цель – обеспечение правильного применения законодательства, а также искоренение судебных ошибок. А это значит, что надзорное производство еще и блюдет человеческие права, восстанавливая справедливость криминального делопроизводства.

Цель надзорного производства

Эта стадия применяется с целью:

  • исправить вступившие в силу ошибочные приговоры;
  • реализовать право лиц обвиняемых, потерпевших либо подозреваемых, адвокатов или прокуроров на претензию с целью пересмотра приговора, либо судебного постановления или определения.

Основное правило надзорного производства

В данном процессе существует правило: когда решение судебной инстанции пересматривается в надзорном порядке, недопустим вердикт, ухудшающий положение того, кто ходатайствовал о данном производстве.

Это значит, что не может пересматриваться приговор оправдания или судебное определение о том, чтобы криминальное дело было прекращено. Данное правило касается всех видов судебных решений, которые, согласно надзорному производству, можно опротестовать в пользу осужденного.

Основания заведения надзорного производства в прокуратуре

Для любой проверки, а также опротестования должны быть основания. В случае с подобным производством судебный вердикт может быть проверен уполномоченной инстанцией только в том случае, когда заявитель предоставил для этого основания. Ведь просто так законность и основания приговора судебной инстанции проверять никто не вправе. Согласно закону, это можно сделать только на основании:

  • надзорного представления;
  • надзорной жалобы.

Разница между данными документами в том, что первый подается прокурором, второй же – заинтересованным в процессе лицом либо его представителем.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях.

Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько.

Читайте также:  Функции гражданского права - советы опытного юриста

То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Этапы надзорного производства

Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта. При положительном ответе приносится протест и рассматривается в органе надзора. Затем следует принятие решения.

Но не следует путать надзорное и кассационное производство. Кассация возможна лишь тогда, когда вердикт еще не вступил в законную силу, и подается данная жалоба лишь единожды.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *