Минюст расширит понятие взятки — советы опытного юриста

Ведомство хочет декриминализировать случаи, когда нарушение происходит из-за «обстоятельств непреодолимой силы». Эксперты ждут примеры

Минюст расширит понятие взятки - советы опытного юриста Александр Алпаткин/ТАСС

Обновлено в 11:06

Министерство юстиции РФ предлагает не считать правонарушением коррупционное преступление, совершенное «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Уведомление опубликовано на портале проектов правовых актов.

В разработке соответствующих поправок также участвуют Минтруд России, МВД, Генпрокуратура и Следственный комитет. Как пишет газета «Ведомости», примеры таких «вынужденных» обстоятельств Минюст приведет после общественного обсуждения уведомления.

  • В специализированной литературе под «обстоятельствами непреодолимой силы» понимают военные действия, техногенные катастрофы и эпидемии (экстраординарные события, значительно воздействующие на жизнь людей).
  • Как они могут повлиять, например, на взятки? Об этом рассуждает заместитель председателя бюро «Ваш юридический поверенный» Владислав Капканов:
  • Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.
  • Согласно действующему закону, оценивать коррупционные правонарушения могут специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Предложения по поводу «вынужденной» коррупции скорее носят технический характер.

Существует утвержденный президентом национальный план противодействия коррупции, по которому правительство в лице Минюста было обязано представить до 1 февраля некоторые поправки, объясняет адвокат Андрей Грохотов.

Он защищал в суде экс-губернатора Кировской области Никиту Белых, которого признали виновным в получении взяток почти на 250 тысяч евро и приговорили к восьми годам колонии строгого режима.

Поправки Минюста могут стать возможностью для чиновников избегать ответственности даже в ситуациях, когда обстоятельств непреодолимой силы нет, говорит заместитель директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов:

Илья Шуманов заместитель директора «Трансперенси Интернешнл — Россия»

Минюст объяснил, что имел в виду под «обстоятельствами непреодолимой силы». Соответствующие поправки в законодательство ведомство разрабатывает совместно с МВД, Генпрокуратурой и Следственным комитетом.

В Минюсте объяснили, что речь идет, например, об отдаленных и малочисленных или закрытых населенных пунктах, где родственники чиновников работают в сферах, которые эти чиновники курируют.

Избежать конфликта интересов такого рода удается не всегда.

Также, например, речь о ситуациях, когда бывшие члены семьи госслужащего не соглашаются представлять для декларации сведения о доходах и расходах общих детей.

Комментирует завкафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции Вадим Виноградов.

Вадим Виноградов завкафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции

Еще один пример, который привели в Минюсте — длительное тяжелое заболевание, которое может стать препятствием на пути соблюдения антикоррупционных запретов, ограничений, требований и обязанностей. Устанавливать «объективность» форс-мажорных обстоятельств будет комиссия по конфликту интересов.

Сам проект нового закона будет опубликован позднее, «с учетом поступивших по результатам его общественного обсуждения предложений», заверили в Минюсте.

В прошлом году коррупционных преступлений в России стало почти на 10% больше, чем в 2017 году, заявляла ранее Генпрокуратура.

Впрочем, примеры коррупции и непреодолимой силы описаны в классической литературе. Так, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» хрустящая пачка денег сама вползла в портфель одного из героев.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы  коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Читайте также:  ГК поправили в пользу автовладельцев - советы опытного юриста

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • —  получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • —  вымогательство взятки;
  • —  получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • —  получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Об уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.

Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления: 

Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.

Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.

Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество.

Читайте также:  Нужна срочная помощь! - советы опытного юриста

Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.

От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты.

Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.

Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве. Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения. При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе

  • Согласно норме статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно наказуемыми являются действия посредника, которые выражаются:
  • обещании или предложении посредничества во взяточничестве;
  • непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
  • любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю)
  • Существует несколько характеристик, присущих посреднику, однако основная среди них – это содействие взяткодателю или взяткополучателю для успешного совершения процедуры передачи взятки.

За указанные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.

Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются: использование посредником своего служебного положения; посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн рублей).

За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Санкция этой статьи в качестве альтернативного вида основного наказания предусматривает штраф в размере до 3 млн.

рублей (а также в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до 80-кратной суммы взятки).

В качестве дополнительных видов наказания предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет и штраф в размере до 70-кратной суммы взятки.

В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

 

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка профессиональной юридической помощи

  • Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»
  • Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:
  • повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;
  • совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;
  • создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;
  • создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.
  • Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.
  •  На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов по следующим направлениям:
  • создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;
  • обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;
  • обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;
  • введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь);
  • введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);
  • введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
  • В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру.

Читайте также:  5 законов о поправках в кодексы - советы опытного юриста

В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах.

Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.  

На третьем этапе реализации концепции (2020 — 2022 гг.

) — будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

  1. С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).
  2. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.
  3. Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус адвокатского образования.
  4. Перейти в текст документа »
  5. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  6. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 08.11.2017

Поделиться ссылкой:

Конец вечеринок: чиновников хотят оградить от сомнительных услуг

В конце марта стало известно, что Министерство юстиции РФ собирается расширить понятие «взятки», включив в него так называемый нематериальный аспект незаконного вознаграждения, выпадающий на текущий момент из правового поля.

Для того, чтобы понять, что это за нематериальные аспект, достаточно вспомнить о большом количестве неформальных и незаконных услуг, которыми пользуются чиновники, и которые многие воспринимают как нечто естественные для государственных служащих.

Некоторые из них невозможно оценить, поскольку не каждая услуга имеет монетарный эквивалент.

Ярким и запоминающимся примером можно назвать скандальное «дело Толстого Леонарда». По нему малазийский бизнесмен Леонард Глен, по прозвищу Толстый Леонард организовывал увеселительные мероприятия для высокопоставленных американских офицеров, а те в обмен помогали ему получать выгодные государственные контракты.

По этому уголовному делу в США проходят более 200 человек, среди которых 30 адмиралов.

Надо понимать, что если бы аналогичная история случилась бы в России, то офицеры, которые бы участвовали в подобных вечеринках за чужой счет, вполне могли бы избежать уголовной ответственности, по причине невозможности квалифицировать взятку не имея ее материального эквивалента.

Дискуссия на тему дополнения предмета взятки незаконным предоставлением неимущественные услуг или преференций в России идет не первый год. После публикации в 2012 году информации о том, что Генеральная прокуратура начала работу по расширению перечня деяний, которые могут быть признаны взяткой, было высказано много критических замечаний.

Практикующие юристы отмечали, что неопределенность неимущественного предмета взятки может лишь спровоцировать коррупционные проявления, а не помогать бороться с ними.

Адвокат Михаил Барщевский имел скепсис к нововведению, сообщив, что «нормы оценочного характера, да еще по тяжкой статье — это очень опасно, особенно с учетом уровня доверия к нашей судебной системе».

Несмотря на критику инициативы со стороны профессионального сообщества, не очень понимавших как можно зафиксировать нематериальные преференции и услуги предоставляемые чиновнику, сейчас точно можно говорить о том, что политическая воля на принятие таких поправок у российской власти имеется. Если разбираться с причиной готовности государства к принятию новых антикоррупционных механизмов, то надо принять во внимание, что данная антикоррупционная новация привнесена в российское правовое поле извне.

Начиная с 2006 года Россия состоит в международной антикоррупционной коалиции — Группе государства против коррупции (ГРЕКО), учрежденной на базе Совета Европы. ГРЕКО занимается мониторингом антикорурупционных усилий стран-участниц, и регулярно проводит оценку их эффективности.

В частности, рекомендации ГРЕКО, касавшиеся  России включали в себя расширение сферы действия положений о взяточничестве Уголовного кодекса РФ, чтобы они однозначно охватывали любую форму (неправомерного) преимущества (в значении Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ETS 173), в том числе любые преимущества нематериального характера – независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.

В рамках ежегодного мониторинга в 2016 году, российские власти сообщали, что приняли все меры для криминализации неимущественного предмета взятки и только за 2015 год осудили за взяточничество, связанное с нематериальными преимуществами, более 120 человек.

Однако, экспертов ГРЕКО такое объяснение не удовлетворило и они полностью не засчитали России исполнения этого пункта своих рекомендаций.

ГРЕКО ориентируются не только на ратификацию Россией международных договоров Совета Европы, но и на документы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые также включают в понятие взятки «другие ненадлежащие преимущества» предоставляемые публичным должностным лицам. Таким образом, исполнение рекомендации международной коалиции ГРЕКО стало главной причиной расширения предмета взятки в России.

Если оглядываться на другие страны, то большинство из них выполнили требования Совета Европы и ОЭСР и установили уголовную ответственность за незаконное предоставление услуг неимущественного характера и нематериальные преференции чиновникам.

В Уголовных кодексах Мексики, Италии и Японии говорится об «иных преимуществах», которые могут быть предоставлены должностному лицу и будут расценены как взятка. Законодательство Бельгии, Франции и Люксембурга описывая взятку использует понятие «недолжной выгоды», в денежной и иной форме.

Норвегия и Швейцария включают во взятку «преимущества», которые хоть и прямо не раскрывает нематериальный аспект, но при расширенном толковании судами включает и преимущества, стоимость, которых невозможно установить.

Перед тем как перейти к описанию конкретных незаконных преимуществ оказываемых чиновнику, надо упомянуть, что правонарушитель (или любое иное лицо, к примеру, его родственник) должен оказаться в лучшем положении по сравнению с тем положением, в котором он находился до совершения преступления, и что он не имеет право на данное преимущество.

Самым сложным вопросом выглядит перечень этих неимущественные услуг и преимуществ, за предоставление которых в ближайшее время можно будет оказаться за решеткой.

 Не существует единого закрытого перечня такого рода преимуществ, однако в приложении к Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», ратифицированной Россией, приводятся примеры нематериальной взятки в виде предоставления отпуска, займа или ускорения сроков принятия решения по делу, а также возможность карьерного роста.

В документах ОЭСР упоминается, что нематериальными преимуществами могут стать оказание сексуальных услуг, положительные публикации в прессе или вручение почетных званий.

Марк Пит, бывший председатель рабочей группы ОЭСР по борьбе с взятками, комментируя нематериальные преимущества в своей книге-комментарии к конвенции ОЭСР «О борьбе с взяточничеством», пишет о предоставлении доступа публичному лицу в закрытые-клубы, знакомство с высокопоставленными фигурами, а также советы или инсайдерская информация, в которых нуждается чиновник. Некоторые зарубежные исследователи к нематериальным преимуществам относят безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника и предоставление скидок отдельным государственным служащим. Фактически описанный перечень стирает границы между «осязаемым», материальным характером взятки и неимущественным, который невозможно оценить или измерить.

Размывание таких границ  в аспекте коррупционного преступления имеет как положительную перспективу, так и очевидные риски. Последние кроются в традиционной для России проблеме правоприменения, и учитывая имеющиеся повсеместно юридические перегибы могут привести к тому, что любая форма взаимодействия с чиновником, при пристальном рассмотрении может вести к уголовному делу.

Очевидными плюсами могут стать расширенные возможности по выявлению коррупционных сделок, которые на текущий момент не попадают под квалификацию взятки из-за нематериального характера.

В то же время, с уверенностью можно говорить и о превентивном характере нормы, которая будет стимулировать чиновников и получателей госуслуг держаться друг от друга на расстоянии, тем самым ограничивая неформальные связи.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *