Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 — советы опытного юриста

08.09.2019

Главным международным актом, в котором прописаны права детей является Конвенция ООН о правах ребёнка. Далее, в статье рассмотрим, состав этого документа, какие вопросы регулирует, а также существующие способы защиты прав детей.

История создания

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.

Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.

С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.

Конвенция о правах ребенка

Основные положения

Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:

  1. Недопустимость дискриминации.
  2. Обеспечение интересов детей наилучшим образом.
  3. Закрепление права на жизнь и развитие.
  4. Уважение взглядов и прав.

Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юристаКонвенция о правах ребенка

Кроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.

Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

Читать так же:  Больничный бабушке по уходе за внуком

Основные положения документа можно перечислить следующие:

  1. Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
  2. Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
  3. Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
  4. Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
  5. Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
  6. Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
  7. Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
  8. Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
  9. Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
  10. Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
  11. Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
  12. До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
  13. Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
  14. Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.

Права, прописанные в акте

Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юристаОсновные права ребенка согласно Конвенции

Права, связанные с развитием

Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • образование;
  • участие в массовых мероприятиях;
  • предпочтения вероисповедания;
  • получение информации.

Права, дающие защиту

Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • защиту от насилия и телесных повреждений;
  • неучастие в вооружённых конфликтах;
  • недопустимость использования и эксплуатации;
  • защиту от трудовой эксплуатации.

Права, связанные с участием

То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:

  • формулирование собственного мнения;
  • участие в ассоциациях;
  • участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.

Права на жизнь

К таковым можно отнести следующее:

  • достойное жильё;
  • обеспечение питанием;
  • получение должной медицинской помощи.

Структура

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

  • статьи с 1 по 4 раскрывают понятие ребёнка;
  • статьи с 5 по 11 раскрывают нерушимые и неотъемлемые права детей;
  • статьи с 12 по 17 излагают права на возможность выражения собственного мнения, взглядов и участие в объединениях;
  • статьи с 18 по 20 рассказывают об ответственности родителей и защите от небрежного отношения;
  • статьи с 20 по 26 регламентируют права детей особых категорий;
  • статьи с 27 по 31 информируют о необходимости получения образования и наличия при этом отдыха;
  • статьи с 32 по 36 регламентируют защиту со стороны государства от эксплуатации, насилия, наркотических средств и пр.;
  • статьи с 37 по 40 регламентируют права ребёнка, если им совершено правонарушение;
  • статьи с 41 по 45 определяют контроль за соблюдение положений акта;
  • статьи с 46 по 54 определяют процедуру подписания и принятия условий Конвенции.

Читать так же:  Материнский капитал на ремонт

Основные инструменты защиты

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

  1. Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
  2. Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
  3. Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.

Права детей в России

Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.

СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юристаОсуществление защиты прав ребенка

Однако показатели, которые были представлены за период перестроечной России, с 1992 по 2001 год говорят о совсем нехорошей ситуации с детьми:

  1. Рост беспризорности.
  2. Рост смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет.
  3. Увеличение количества инвалидов, а также воспитанников интернатов.
  4. Увеличение количества дел, связанных с лишением родительских прав.

Читать так же:  ​​​​Взыскание неустойки по алиментам

В связи с этим в 2002 году была введена должность Уполномоченного по правам ребёнка.

В 2001 году была принята Концепция первоочередных мер по защите прав ребёнка, согласно которой огромную долю по защите прав малолетних на себя взяли некоммерческие организации, оказывающие помощь и выступающие партнёрами для государства в развитии механизмов защиты.

Конвенция о защите прав ребёнка является первым и единственным международным документом, в котором прописаны основные права детей, а также закреплены обязанности государства по отношению к ним. Основной задачей каждого государства является соблюдение условий этого акта и выполнение рекомендаций ООН.

Что говорится в Конвенции ООН о правах ребенка: основные положения и краткое содержание статей

Подписанная государствами ООН Конвенция о правах ребенка, определяет законные права и интересы маленьких граждан и закрепляет обязательства стран по их обеспечению через соответствующее законодательство, органы и процедуры.

С какого времени ребенок обладает правами?

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

Текст документа регламентирует обязанность государства, в лице его служб и специальных органов, а также непосредственно родителей или лиц, на которых возложено осуществление функций опекуна, признавать и способствовать реализации отраженных в конвенции прав и интересов несовершеннолетнего, с момента его появления на свет и вплоть до того, как наступит совершеннолетие.

Читайте также:  Понятие представительства - советы опытного юриста

Период совершеннолетия, который зафиксирован в документе — 18 лет, но при этом делается поясняющая оговорка. Она закрепляет приоритет внутреннего законодательства страны гражданства несовершеннолетнего по этому вопросу — так согласно ему, момент приобретения полной право- и дееспособности может наступать в отдельных странах на несколько лет раньше или позже.

Дата принятия Международной Конвенции ООН о правах ребенка

Начиная с 1946 года, по линии различных органов ООН принималось множество документов, так или иначе затрагивавших вопросы защиты малолетних и охраны их интересов. Положения были отражены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и, заключенных в 70-ти, конкретизирующих Пактах.

Условия гуманного обращения с детьми и защиты их от насилия в период ведения военных действий также закреплялись нормами гуманитарного права в Женевских конвенциях и соответствующих протоколах.

Весь массив положений был объединен в единый акт и принят двадцатого ноября 1989 года на Генеральной Ассамблее (рез. 4425). В силу Конвенция вступила через шесть месяцев — в сентябре 1990 года.

В каких странах ратифицирована?

Зарегистрировав конвенцию в секретариате ООН в 1989 году, первыми ее подписали 20 стран, которые разрабатывали проекта статей. На ее основе был создан специализированный орган ООН по правам ребенка.

За прошедшие десятилетия к конвенции присоединились практически все страны и ряд международных организаций — всего 196 участников. Соединенные Штаты Америки конвенцию не ратифицировали.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Сколько статей содержит?

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

Во второй раскрывается структура, полномочия международного механизма по мониторингу практики государств-участниц конвенции, относительно реализации взятых на себя обязательств.

Таким механизмом выступает созданный при ООН специализированный комитет по правам несовершеннолетних. В третьей части содержатся заключительные положения, регламентирующие различные процедурные и административные вопросы, связанные с конвенцией.

Какие принципы устанавливает Конвенция о правах ребенка?

К базовым тезисам, на которые опирается данный международный документ, относятся:

  1. равноправие. Все участники обязуются стремиться к предоставлению равных прав всем маленьким гражданам в пределах территорий их стран;
  2. приоритет интересов. Во всех ситуациях, касающихся несовершеннолетних, государственные органы должны, прежде всего, исходить из соблюдения их прав, реализации их интересов и безопасности;
  3. идентичность. Родившийся младенец автоматически становится вправе получить имя и подданство;
  4. признание за несовершеннолетним базовых прав человека и их обеспечение;
  5. участие в собственной судьбе. Во всех случаях, которые касаются ребенка, его интересов и личности, он имеет право выражать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание;
  6. забота о больных детях. Главная характеристика принципа: никакая дискриминационная практики не должна распространяться на детей-инвалидов, неполноценных физически или психически. Государству и обществу следует предусмотреть отдельные программы государственного обеспечения таких детей образованием и заботой;
  7. родительская опека. Государству следует позаботиться, чтобы во всех возможных обстоятельствах ребенок рос под защитой родителей, ближайших родственников или любящего его и заботящегося о нем лица. Детей нельзя разлучать с матерью, если только для этого не сложились обстоятельства особой исключительности. Общество и государство несут особую ответственность за малолетних, оставшихся без семейного попечительства;
  8. социальное и культурное обеспечение. Приоритет государства — образование, здоровье и социокультурное развития детей, которое способствует приспособлению к изменениям окружающего их мира и осознанию своей позиции. К таковым относится возможность получения образования: общедоступного хотя бы на начальном уровне, и высококачественной, современной медицины и т.д.;
  9. родительская ответственность. На родителей ложится наибольшая ответственность за обеспечение, воспитание, адаптацию в обществе и реализацию иных интересов несовершеннолетних;
  10. защита от жестокостей и эксплуатации. Государства-участники выступают гарантами прав ребенка и должны защищать его от недобросовестного, жестокого и незаконного обращения. Законодательство и правоприменительная практика призваны пресекать любые возможности насильственных действий и посягательств на честь и достоинство малолетних, трудовую эксплуатацию или торговлю ими.

Краткое содержание основных положений

По статьям Конвенции содержание распределяется следующим образом:

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

  1. в первой статье определяется кто такой ребенок;
  2. в 2-12-ой закреплены перечисленные выше принципы;
  3. в 13-31-ой указываются права и позитивные свободы, а именно свобода выражения мнения, вероисповедания и ассоциаций.
  • Среди перечисленных статей выделяют две: 22 и 23, которые касаются обязанности общества и государства обеспечить особую заботу детям-беженцам и детям-инвалидам.
  • Далее статьи 32-37 — в них классифицируются государственные гарантии, дающиеся детям: защита от принудительного и опасного труда, сексуального насилия, работорговли и экономической эксплуатации, похищения и пыток, а также недопущение употребления несовершеннолетними нелегальных наркотических веществ.
  • Также частично 37 и 40-41 статьи регламентирует применения мер уголовного преследования и лишения свободы несовершеннолетних за совершенные правонарушения, а статья 39 гарантирует ребенку, перенесшему указанное обращение, необходимый восстановительный период повышенного внимания и ухода, для лечения, социальной и психологической адаптации.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юриста

Наконец, еще один раздел документа (представленный с 46 по 54 статьи) — это заключительные административно-технические положения.

Европейская Конвенция об осуществлении прав детей в кратком изложении

В 1996 году под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей. После периода присоединений и обсуждения поправок она вошла в силу в июле 2000 года. Конвенция имеет своей целью предоставить несовершеннолетнему процессуальные права или обеспечить ему иные возможности участия в судебных делах, которые касаются его «прав и наилучших интересов».

Перед ратификацией или передачей ратификационных грамот, государство-участник, согласно тексту само называет не менее 3 категорий судебных дел, затрагивающих интересы ребенка и семьи, при решении которых судьи будут обязаны опираться на положения данной конвенции.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 - советы опытного юристаК рекомендуемым относятся 3 категории:

К 2018 году конвенцию ратифицировали 20 государств. Российская Федерация является участником договора с февраля 2001 года.

Защита прав несовершеннолетних в Конституционном суде России

Обеспечением соблюдения органами государственной власти положений международных договоров в Российской Федерации, согласно основному закону страны, занимается Конституционный Суд.

Относительно предоставления охраны прав несовершеннолетних на территории РФ, исходя из текстов Конвенции ООН, Конституции Российской Федерации, Семейного и Трудового Кодекса, и иных кодифицированных и специализированных законодательных актов, судом были сформулированы правовые позиции по нескольким актуальным сферам общественных отношений и институтам права:

  • алиментные взаимоотношения родителей до совершеннолетия их детей;
  • трудовые взаимоотношения между работодателем и сотрудником, воспитывающим несовершеннолетнего — включая сохранение места работы, компенсации и т.п.;
  • жилищно-коммунальные отношения и обеспечение детей достойным жильем;
  • личные имущественные и неимущественные права несовершеннолетних;
  • регулирование вопросов проживания (временного или постоянного) на территории России лиц, участвующих в воспитании проживающего там ребенка.

В целом отличий относительно дел с участием детей-заявителей или уполномоченных ими лиц, Конституционные суды регионов или Конституционный суд РФ не предусматривают. В отношении таких дел будет действовать общий порядок подачи обращения и процессуального рассмотрения, независимо от возраста граждан-участников.

Таким образом, признанная важность и значимость международной Конвенции по правам ребенка не подлежит сомнению. С этим согласны практически все участники, которые подписали и ратифицировали документ, а его положения являются универсальными правилами, которые лежат в основе современного «детского» законодательства большинства государств мира.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Конвенция о правах ребенка

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух.

  Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе.

  Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

  • В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый  ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.
  • Статья 1
  • Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.
  • Статья 2
  • Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации. 
  • Статья 3
  • Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
  • Статья 5
  • Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.
  • Статья 6
  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
  • Статья 7
  • Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу. 
  • Статья 8
  • Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.
  • Статья 9
  • Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
  • Статья 12
  • Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.
  • Статья 13
  • Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
  • Статья 14
  • Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.
  • Статья 15
  • Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
  • Статья 16
  • Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
  • Статья 17
  • Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.
  • Статья 18
  • Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.
  • Статья 19
  • Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
  • Статья 24
  • Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.
  • Статья 26
  • Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.
  • Статья 27
  • Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
  • Статья 28
Читайте также:  Ответственность публично-правовых образований - советы опытного юриста

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

  1. Статья 30
  2. Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.
  3. Статья 31
  4. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  5. Статья 32
  6. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.
  7. Статья 33
  8. Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.
  9. Статья 34
  10. Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.                                                      
  11. Статья 38
  12. Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.
  13. Статья 40

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния.  Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.

Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

Конвенция ООН о правах ребёнка — это… Что такое Конвенция ООН о правах ребёнка?

Конвенция ООН о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка.

В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка.

Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей.

Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами.

На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.

Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Читайте также:  Личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина - советы опытного юриста

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст.

28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.

18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
  • 1993 год — Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1994 год — Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
  • 1995 год — Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  • 1995 год — Принят Семейный кодекс Российской Федерации.
  • 1995 год — Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
  • 1997 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998—2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
  • 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
  • 1998 год — Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • 2000 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001—2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы «Дети России).
  • 2002 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003—2006 годы».
  • 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998—2002 гг.).
  • 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
  • 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
  • 2006 год — Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российcкой Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье».
  • 2006 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • 2006 год — Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
  • 2007 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007—2010 годы».
  • 2007 год — Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.

Литература

  • Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. — М., 1997.

См. также

Ссылки

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *