МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение — советы опытного юриста

Эксплуатация автомобиля в состоянии алкогольного опьянения может стать причиной возникновения серьезных негативных последствий, в том числе аварийных ситуаций с летальным исходом.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юристаНаказание за нетрезвое вождение в России с каждым годом становится все более серьезным

На всей территории России действуют достаточно серьезные административные и уголовные наказания за передвижение за рулем в нетрезвом виде, вот только некоторых водителей это не останавливает, поэтому депутаты вновь и вновь ужесточают ответственность. Очередные поправки вступили в силу с 12 июля текущего года.

Фиксация нетрезвости водителей.

Нетрезвость водителя будет зафиксирована, если при тестировании алкотестером сотрудник автоинспекции выявит более 0,16 мг на литр в выдыхаемом воздухе, или же свыше 0,3 г-на литр в результатах анализа крови при проверке в больнице. Наказание ждет водителя и в той ситуации, когда в крови будут найдены следы психотропных или наркологических препаратов.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юристаНетрезвость водителя будет заподозрена инспектором, если присутствует запах спиртного, покачивания и нарушения речи, покраснение кожных покровов лица или странное поведение у водителя.

Заподозрить, что водитель остановленного для досмотра автомобиля, находится за рулем пьяным, сотрудники правоохранительных органов могут в случае если: есть запах спиртного, заметно неадекватное поведение водителя, а также неясная речь. Кроме того, показывать на опьянение может и красная кожа лица. Все дело в том, что во время алкогольного опьянения у многих водителей, как впрочем и у других людей, меняется цвет лица, становясь красным.

Первое наказание на сегодняшний день является самым лояльным в сравнении с ситуациями, когда водителя поймали за нарушение второй раз.

При первом задержании за пьяное вождением наказание водителю будет вменено по статье 12.8 КоАП в виде штрафа в 30 тысяч рублей и лишения удостоверения на полтора-два года.

Если водитель передает управление пьяному лицу, то его ждет наказание в сумме 30 тысяч рублей или также лишение прав на срок полтора-два года.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юристаКогда водитель не имеет удостоверения, либо лишен его по статье, не предусматривающей уголовного наказания, он получит 10-15 суток ареста либо штрафные санкции в размере 30 тысяч рублей

Когда водитель не имеет удостоверения, либо лишен его по статье, не предусматривающей уголовного наказания, он получит 10-15 суток ареста либо штрафные санкции в размере 30 тысяч рублей. Арест в некоторых ситуациях, прописанных в законе, просто невозможен и этот момент сотрудники правоохранительных органов хорошо знают.

Так, арестовать водителя на 15 суток нельзя, если у него есть: беременная жена, несовершеннолетние дети, которым не с кем остаться в возрасте до 14 лет, инвалидность 1 и 2 группы, военнообязанность, необходимость явиться на военные сборы или специальное звание следственного комитета России, ОВД, уголовной системы, войск нацгвардии, пожарных служб и таможенных органов. Во всех остальных случаях за данное нарушение водитель справедливо может лишиться свободы на определенное время.

Повторное попадание в нетрезвом состоянии будет караться уже по Уголовному кодексу Р.Ф., статье 264¹ ч. 1. Согласно действующему законодательству, эта мера наказания является обязательной, так как водитель не вынес главный урок и повторно садится за руль пьяным, подвергая опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.

В данном случае водитель, попавшийся за нарушение получит: 200-300 тысяч рублей штрафа, взыскание в размере дохода за 1-2 года, до 480 часов обязательных работ, до 2 лет принудительных работ или до 2 лет тюрьмы. В случае возникновения аварийных ситуаций наказание может быть более жестоким.

Любое из вышеуказанных наказаний в обязательном порядке выносится совместно с лишением водительского удостоверения на срок до 3 лет. Таким образом, водители, которые получали наказание в первый раз, решившие вновь сесть за руль, должны понимать, что ответственность будет уже уголовной.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юристаОтказавшись подышать в трубку либо пройти медосвидетельствование, водитель будет наказан так же, как и за вождение в пьяном виде.

Третье наказание. Изменения в законодательстве, внесенные 12 июля текущего года, касаются в большинстве случаев ситуаций, когда водитель в третий раз оказывается за рулем в нетрезвом состоянии.

Третья остановка сотрудником правоохранительных органов закончится для водителя одним из таких наказаний: 300-500 тысяч рублей штрафа, взыскание в размере дохода за 2-3 года, исправительными работами до 2 лет, принудительными работами до 3 лет или тюремным сроком до 3 лет.

Заключение. Садясь за руль пьяным нужно помнить о том, что ответственность в данном случае лежит именно на водителе. Вне зависимости от обстоятельств, которые подтолкнули оказаться пьяным за рулем, есть ответственность и снимать ее с себя просто опасно для жизни и здоровья других людей.

Смотрите, какая тема — Новый штраф 500 000 рублей за нетрезвое вождение – когда вступает в силу?

Пьяных водителей ждёт ужесточение наказаний за езду в нетрезвом состоянии. Речь идёт о поправках в Уголовный кодекс. В новостях мелькает даже конкретная цифра штрафа – 500 000 рублей. Это одна из мер ответственности для тех, кто злоупотребляет спиртным, после чего садится за руль.

Однако, на самом деле, новый закон коснётся не всех нарушителей. Ключевым фактором является подвергнутость наказанию и наличие судимости за пьяную езду.

Давайте разберемся, в чём тут суть, как будет работать новый закон и каким образом изменится ответственность для любителей езды в состоянии опьянения.

Новый штраф за езду в пьяном виде 500 000 рублей – это правда?

Абсолютная правда.

Вернее, тот факт, что в проекте поправок действительно есть новый штраф ГИБДД в полмиллиона. Проект федерального закона вводит поправки в Уголовный кодекс РФ. Появление нового закона направлено на реализацию указа Президента от 7 мая 2018 года об ужесточении ответственности за нарушения ПДД.

Инициаторы законопроекта предлагают ввести новые наказания для нетрезвых автолюбителей. Среди основных мер ответственности – штраф до 500 000 рублей, лишение свободы до 3 лет, а также лишение водительских прав сроком до 6 лет.

Кого коснётся?

Среди тех водителей, в отношении кого планируют ужесточить наказания за езду в нетрезвом виде – лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности. Именно их хотят наказывать гораздо жёстче. Остальных нарушителей полумиллионные штрафы и лишение прав на 6 лет не коснётся.

Как это будет работать на практике в 2021 году?

  1. Допустим, у нас есть водитель, которого поймали за рулём в нетрезвом состоянии. Он отказался пройти медосвидетельствование. За это его оштрафовали на 30 000 рублей и плюс к этому лишили водительских прав на 1,5 года – всё в соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
  2. Предположим, тот же автолюбитель заплатил штраф, походил пешком 1,5 года, после чего забрал права в ГИБДД. Но спустя 6 месяцев вновь был пойман инспекторами за езду в пьяном виде. За повторное управление автомобилем в состоянии опьянения грозит уже уголовная ответственность – если быть точнее по ст. 264.1 УК РФ. А там штраф в 10 раз больше – до 300 000 рублей. Одновременно с назначением штрафа у пьяного водителя снова заберут права. На этот раз на срок до 3 лет.
  3. И вот перед нами уже имеющий судимость водитель. Если и уголовные меры ответственности его не образумят, и такой автолюбитель вновь сядет выпившим за руль, то его будут подвергать наказанию уже по новой второй части ст. 264.1 УК РФ – то есть по той, которую сейчас предлагают в новом проекте.

Отметим, что в 2020 году из всех пьяных водителей, наказанных по ст. 264.1 Уголовного кодекса, 20% осуждены по ней повторно. Поэтому сейчас хотят ужесточить меры ответственности за езду в алкогольном опьянении.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юриста

Закон уже приняли в 2021 году?

Нет, он на обсуждении.

Законопроект был разработан МВД по поручению вице-премьера Юрия Борисова. Проект федерального закона вынесли на обсуждение в Государственную Думу 5 апреля 2021 года, он зарегистрирован под № 3034-п-П4.

Посмотреть текст поправок можно по ссылке на сайте СОЗД ГАС «Законотворчество».

Данным проектом федерального закона хотят внести поправки в статью 264.1 УК РФ. Сейчас в этой статье всего одна часть. Новый закон предусматривает введение еще одной, второй части в указанную статью.

Проект поправок об ужесточении наказания за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения уже одобрен на самом верху. Инициатива нашла поддержку у МВД, правительственной комиссии, Генпрокуратуры, Следственного комитета и Верховного Суда. Это говорит о том, что изменения, скорее всего, будут приняты.

Когда вступит в силу?

Назвать точные сроки сейчас нельзя. Дело в том, что законопроект о внесении изменений в статью 264.1 УК РФ еще обсуждается депутатами.

На момент написания нашей статьи проект успешно прошёл II чтение и готовится ко III.

Технико-юридических замечаний эксперты не увидели. За II чтением следует III. Далее законопроект будут усиленно обсуждать специальные комиссии, его рассмотрят на заседании Федерального Собрания, и только после успешного прохождения всех этих этапов законопроект будет подписан В.В. Путиным.

Если вы услышали или прочитали, что новый штраф в 500 000 рублей за пьяную езду уже действует в 2021 году – это неправда. Официального закона еще нет. Есть лишь законопроект, который проходит проверку и обсуждения на уровне законодательной власти.

Какими будут новые штрафы и уголовная ответственность за нетрезвое вождение?

Как мы выяснили выше, штрафы действительно планируют увеличить, а уголовные меры ответственности ужесточить. Осталось понять, как наказывают сейчас и что ждёт нетрезвых водителей-рецидивистов после принятия поправок в УК РФ.

Читайте также:  Очередность исследования доказательств определяют стороны, а не суд - советы опытного юриста
Условие нарушенияКак сейчасКак хотят сделать
Первое нарушение водителя (езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения) Административное наказание в рамках КоАП РФ – штраф 30000 рублей + лишение прав сроком от 1,5 до 2 лет (ч. 1 ст. 12.8 Кодекса) То же самое, без изменений
Рецидив – то есть водитель вновь сел за руль пьяным и попался сотрудникам ДПС – при этом не прошёл 1 год с момента первого наказания (лишения прав и оплата штрафа ГИБДД) Уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ, где:

  • штраф от 200 до 300тысяч рублей;
  • удержание заработной платы осужденного водителя в течение 1-2 лет;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • тюремное заключение сроком до 2 лет;
  • лишение водительских прав до 3 лет.
Аналогичная мера ответственности
И снова езда в пьяном состоянии после первой судимости по 264.1 УК РФ Применение всё той же части 1, без ужесточения санкций Совершенно новая мера ответственности – в статью 264.1 УК вводится вторая часть, где:

  • штраф за езду в состоянии опьянения – от 300 до 500тысяч рублей;
  • штраф в счёт заработной платы осужденного в течение 2-3 лет;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • арест на срок до 3 лет;
  • тюремное заключение на срок до 3 лет.

Вместе с тем, водителю запретят управлять автомобилем, мотоциклом или иным транспортным средством на срок до 6 лет

Новые штрафы коснутся и тех, кто совершил преступление и был привлечён по ч. 2, ч. 4 и ч. 6 предыдущей статьи 264 УК РФ. Речь идет о случаях, когда водитель стал виновником ДТП, в результате чего:

  • Причинил тяжкий вред здоровью других людей;
  • Деяние повлекло смерть одного человека;
  • Скончалось 2 и более людей.

Причём в данном случае виновник необязательно мог спровоцировать ДТП по причине злоупотребления спиртным. Оставление места происшествия, вследствие чего, например, не была вовремя оказана медицинская помощь и погибли люди – такой же повод для привлечения водителя по новой части 2 ст. 264.1 УК РФ.

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юриста

Перспективы принятия законопроекта

Пьянство за рулём – это бич современного общества. Новые штрафы призваны обуздать любителей езды на автомобиле в состоянии опьянения. Однако, не все разделяют позицию об эффективности поправок.

Рассмотрим будущие изменения в российских реалиях:

  1. Действительно злостных лихачей, которые продолжают садиться пьяными за руль, не так уж и много. Поэтому полумиллионный штраф касается довольно узкой группы нарушителей. Поменяется ли общая ситуация на дорогах? Не факт!
  2. Штраф в 500 000 рублей равносилен стоимости среднего по классу автомобиля. Возможно, таким образом власти внедряют аналог конфискации транспортного средства лихачей – как источника повышенной опасности на дорогах.
  3. Не все нарушители боятся штрафов. Есть и те, кто не имеет средств к оплате. Про таких говорят «гол как сокол». Взять с них нечего, а ездить пьяными за рулём они могут и дальше. По сути, для них ничего не изменится даже с введением новых штрафов и увеличением сроков уголовной ответственности. Зато могут начаться массовые процедуры банкротства среди пьяных рецидивистов.
  4. В ГИБДД знают о такой категории водителей, как «неприкасаемые». Бороться с ними невозможно. Повлиять на них тоже нельзя. Новые штрафы, как мера ужесточения наказания за езду в пьяном виде, не поменяет расклады в отношении данной группы автолюбителей.
  5. Вместе с тем, эксперты призывают власти не «закручивать гайки» новыми штрафами, а искать другие меры для ранее судимых за опьянение водителей. Например – конфисковывать автомобиль за повторное управление в состоянии алкогольного опьянения. Также в ряде СМИ появлялась информация о грядущей установке алкозамков на машины попавшихся на пьянстве автовладельцев. Но в МВД эти слухи опровергли.

Итак, законопроект об увеличении штрафов и других мер ответственности за повторную езду в пьяном виде для осужденных водителей в 2021 году находится на рассмотрении в Госдуме. С большой долей вероятности можно утверждать, что его всё же примут. Но как это снизит смертность в ДТП и повлияет на сознательность лихачей – пока не ясно.

Ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. Чего нам ждать?

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юриста

Вождение в пьяном сиде является вечной проблемой не только нашей страны, но и большинства государств в мире. Говоря именно о России, достоверно известно, что за 2019 год пьяными водителями было совершено 15700 ДТП, в которых погибли 4300 человек и пострадало 21500 человек. Статистика ужасающая. Несмотря на систематическое ужесточение ответственности за данное правонарушение, многие люди и второй и третий раз садятся за руль не просто «под шафе» но и «в сопли пьяные». Последний пример с Ефремовым помнят все, лишний раз внимание акцентировать не буду.

Ключевой проблемой в этом вопросе является то, что очень часто виновниками таких ДТП являются граждане весьма обеспеченные, и штраф в 30000 рублей и лишение прав на полтора года — для них это просто смешно. В суде внаглую предлагают оплатить годовой абонемент на пьяное вождение. Таких примеров тоже сотни.

Чем сегодняшний закон несправедлив

Прежде всего сегодняшний закон не имеет прогрессивной шкалы. Все что свыше 0,16 промилле — алкогольное опьянение, и неважно сколько ты выпил, бокал пива или литр водки — наказание будет одинаковым. МЫ сейчас говорим просто о вождении в пьяном виде, без ДТП.

Сейчас не будем говорить о высокой выработке этилена организмом или приеме препаратов, которые содержат алкоголь — это вопрос к медикам.

Самое безобидное, что часто бывает — «остаточное». Т.е. вчера человек выпил, закусил, лег спать, с утра сел за руль, у него показало 0,2 промилле. Он виноват? — Безусловно! Знаешь что тебе с утра за руль — не пей с вечера, или не садись за руль, все равно реакция и внимание уже не те.

Но заслуживает ли этот человек такого же наказания, как и выпивший бутылку водки и севший за руль? — Нет, конечно! Наказание быть должно, но явно не 30000 и лишение прав на полтора года. Особенно, учитывая, что для многих автомобиль жизненно необходим — у многих это основной источник дохода. По статистике таксисты, газелисты, дальнобойщики крайне редко попадаются пьяными за рулем.

Основной контингент — пьяные после клубов и ресторанов. А наказание для них одно и то же. В этом главная несправедливость.

Какой должна быть ответственность за пьяное вождение

На мой взгляд то что применяется сразу две меры ответственности, и денежный штраф и лишение прав — это абсолютно правильно. Так же при повторном нарушении предусмотрена уже уголовная ответственность, и это тоже правильно.

Но мера ответственности должна быть такой, при которой у человека должно напрочь пропасть желание его повторить.

Соответственно нужно срок лишения прав привязать к количеству алкоголя в крови, а размер штрафа к материальному положению нарушителя.

  • Возникает вопрос, как это сделать? С первым пунктом все легко и понятно:
  • От 0,16 до 0,25 промилле — 6 месяцев лишения прав
  • от 0,25 до 0,5 промилле — 1 год лишения
  • от 0,5 до 1 промилле — 2 года лишения
  • от 1 до 1,5 промилле — 3 года лишения
  • свыше 1,5 промилле — пожизненное лишение прав.

Цифры просто к примеру, могут быть другими. С превышением скорости эта система прекрасно работает, у нас очень мало желающих превысить скорость более чем на 20 км/час. Все знают что поездка с ветерком по трассе может стоить и 500 и 1000 рублей с каждой камеры, коих на маршруте будет много.

Со вторым пунктом касаемо штрафа, все сложнее. Для дальнобойщика 30000 — э то не менее половины его месячной зарплаты, а для вышеупомянутого Ефремова — чаевые официанту в ресторане. Если первого такая мера реально приведет в чувство, то второй даже не заметит такой траты.

А нужно чтобы и для одного и для второго наказание было существенным, тогда в дальнейшем не возникнет желания нарушать. Вот здесь и стоит привязать наказание к уровню дохода. Т.е. штраф — это определенный процент от ежемесячного дохода. К примеру 30%.

Тогда водитель дальнобойщик условно заплатит 20000 рублей, а Ефремов 900 000 рублей (по опубликованным данным ежемесячный доход Ефремова составляет порядка 3 млн рублей).

Если же официального дохода нет, как у нас иногда это бывает, и безработные катаются на Феррари — процент от рыночной стоимости машины, за рулем которой было совершено преступление. Для водителя Соляриса штраф в 200 000 это очень существенно! Точно задумается, стоит ли еще пьяным садиться за руль.

Для водителя «Гелика» штраф в 1,5-2 млн тоже больно ударит по карману.

Коррупция

Конечно, больной темой остается коррупция. Все прекрасно знаю, что в 80% случаев можно «на месте договориться» с инспектором, и решить все без протокола. Но здесь тоже тенденция, хоть и медленно, но меняется — инспектор тоже человек, и прекрасно понимает, что этот пьяный, которого он отпускает, через 10 минут может сбить его же ребенка.

Поэтому пьяных редко отпускают даже за большие деньги. Проще на угнанной машине проехать через всю страну, чем в доску пьяным договориться с инспектором. Но, к сожалению, факты того что и пьяных отпускают, тоже есть и их немало.

Пока что лучшим противодействием этому являются регулярные рейды УСБ, когда самих сотрудников проверяют, составят ли они протокол или «решат на месте».

Какие законы примет государство, покажет время, но эта проблема очень актуальна, постоянно обсуждается, и пора от обсуждений переходить к действиям.

Многие сейчас захотят сказать «кто же сам против себя будет принимать законы» — товарищи, депутаты Госдумы сами за рулем не ездят, у них машины с личным водителем, и водители эти всегда «стеклые как трезвышко», потому что за подобный проступок депутат точно вылетит из партии и лишится своей должности, поэтому они точно пьяные за руль не садятся — на это есть специально обученные люди.

Надеюсь статья вам понравилась, очень жду ваших оценок и комментариев.

Наказание за регулярное вождение в пьяном виде планируют ужесточить

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юриста

Москва 24/Антон Великжанин

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности предложила ужесточить наказание для автомобилистов, пойманных при вождении в нетрезвом виде более двух раз. Соответствующая инициатива может быть включена в проект поправок в Уголовный кодекс. Об этом пишет «Российская газета».

«Если гражданин, имеющий судимость за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, вновь будет задержан за вождение в пьяном виде, к нему будут применяться повышенные санкции. Максимальное наказание может составить до трех лет лишения свободы», – заявил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Он пояснил, что в настоящее время в России действует двухступенчатая система санкций для пьяных водителей.

«Первый раз человека наказывают по статье КоАП. Второй раз за подобное нарушение наступает уже уголовная ответственность. Максимальная санкция – до двух лет лишения свободы», – пояснил Груздев.

По его словам, статистика показывает ежегодный рост числа повторных нарушений. В 2018 году лишь 10% водителей совершали подобное нарушение, в 2019-м – 15%, а в 2020 году их доля выросла до 20%. Груздев отметил, что в некоторых регионах России процент повторно осужденных за вождение в пьяном виде еще выше.

«В Удмуртской Республике он составляет 49%, в Мурманской области – 30%, в Волгоградской области – 25%. В то же время практика складывается так, что совершение повторных преступлений по статье 264.1 УК не влечет для виновных более строгую ответственность», – сказал он.

Груздев подчеркнул, что существуют и отдельные примеры нарушителей, совершавших такие преступления более 10 раз. В каждом случае они отделывались лишь обязательными работами.

«Как следствие, многие лица, злоупотребляющие спиртным, продолжают регулярно садиться за руль в нетрезвом состоянии, будучи уверенными, что не понесут серьезного наказания. Поэтому необходимо ввести более строгие правила, подчеркнув принципиально нетерпимое отношение к подобному поведению», – отметил председатель правления Ассоциации юристов.

В июне 2019 года Владимир Путин подписал закон, который ужесточает уголовную ответственность за ДТП в нетрезвом виде. Если нетрезвый автовладелец спровоцировал аварию, в которой пострадал другой человек, суд может назначить тюремный срок от трех до семи лет.

Наказание за пьяное вождение и ДТП в России по КоАП и УК РФ. За и против ужесточения наказаний

МВД планирует ужесточить наказание за «пьяное» вождение - советы опытного юриста

Пьяный водитель – огромная опасность для всех участников дорожного движения. В состоянии опьянения человек теряет скорость реакции и не может адекватно воспринимать дорожную обстановку. Поэтому за такое нарушение в России полагается самое жесткое наказание среди всех «автомобильных». Но достаточно ли имеющихся санкций? Судя по всему, после резонансного ДТП с актером Михаилом Ефремовым мнения общества будет однозначным – недостаточно. Но что можно сделать, чтобы пьяных водителей было меньше? Об этом мы спросили у наших экспертов.

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – самое серьезное нарушение из всех, которое может совершить водитель. Это вполне логично, так как алкоголь значительно замедляет реакцию человека, а именно скорость реакции – едва ли не самое важное за рулем.

Прежде всего, нужно определиться с тем, что именно считать алкогольным опьянением. Все знают, что есть лекарственные препараты на алкогольной основе, также небольшое содержание этилового спирта можно найти даже в привычных продуктах питания вроде кефира. Итак, водителя привлекут за управление транспортом в нетрезвом виде, если:

  • содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе (по данным алкотестера) составляет 0,16 мг на литр или больше;
  • содержание алкоголя в крови (по результатам медицинского освидетельствования) составляет 0,3 г на литр или больше;
  • водитель отказался пройти медицинское освидетельствование.

При проверке на дороге инспектор ГИБДД руководствуется внешним видом водителя, его поведением, запахом алкоголя и всем, что может указывать на его опьянение.

Инспектор предложит пройти проверку алкотестером, водитель вправе отказаться и выбрать медицинское освидетельствование в медучреждении.

Если он откажется и от него (письменно) – ему выносится такое же наказание, как за вождение в нетрезвом виде.

Что важно, алкотестер должен иметь документы, пломбу и сменные одноразовые мундштуки; медучреждение – лицензию и другие разрешения; а отказ от медосвидетельствования должны подписать двое понятых. Если чего-то из этого не будет – водитель сможет обжаловать вынесенное ему наказание.

Непосредственно наказание за пьяное вождение зависит от того, привлекается ли водитель впервые или нет, попадал ли он в нетрезвом виде в ДТП с потерпевшими:

  • вождение в нетрезвом виде, если водитель привлекается впервые. Водителю назначат штраф в размере 30 000 рублей и лишат права управления транспортом на срок от 1,5 до 2 лет. То же наказание следует и за передачу управления лицу в состоянии опьянения;
  • если при этом у водителя не было права управлять транспортом (или его лишили прав) – ему может грозить административный арест на 10-15 суток (но если к нему нельзя применить арест – то тот же штраф в 30 000 рублей);
  • если в период действия административного наказания за нетрезвое вождение водитель попадется снова на этом же, ему грозит уголовная ответственность: штраф в 200-300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, лишение свободы или принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать ряд должностей в течение 3 лет;
  • если пьяный водитель попадет в ДТП и причинит тяжкий вред здоровью другого человека, ему грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до 2 лет. То же, но если водитель покинет место происшествия – грозит лишением свободы уже на срок от 3 до 7 лет;
  • если в результате такого ДТП погибнет человек – водителю грозит до 5 лет лишения свободы, а если он покинет место ДТП – получит от 5 до 12 лет тюрьмы;
  • если в результате ДТП погибнут 2 и более людей – водителю грозит от 3 до 7 лет тюрьмы, а если он покинет место ДТП – то от 8 до 15 лет лишения свободы.

Таким образом, вилка наказаний за пьяное вождение очень широкая – впервые остановленный за это водитель лишится 30 тысяч рублей и водительских прав на срок до 2 лет, но если он станет виновником ДТП, в котором погибнут люди и скроется с места – может получить до 15 лет тюрьмы.

Важно, что вынесенные согласно КоАП РФ штрафы за нетрезвое вождение можно обжаловать в течение 10 дней, после этого дается 60 дней на их оплату. Права на оплату с 50%-ной скидкой в первые 20 дней не будет.

Если не оплатить штраф в течение установленного срока, дело переходит к судебным приставам, штраф увеличивается в 2 раза, а водитель может получить дополнительное наказание – исправительные работы на срок до 50 часов или даже арест до 15 суток.

Все вышесказанное применяется не только к алкогольному опьянению – получить наказание можно и за управление транспортом после приема лекарств, ухудшающих реакцию.

Это могут быть, например, препараты от кашля на основе кодеина или привычный многим корвалол, основное действующее вещество которого – ограниченный к приему фенобарбитал.

И не стоит забывать о том, что за рулем запрещено находиться после приема и других препаратов, замедляющих реакцию – например, противоаллергических.

Достаточно ли действующего наказания?

По официальной статистике, в год возбуждается более 130 миллионов административных дел в отношении водителей, из них около 1 миллиона рассматривается в судах.

Из того миллиона 30% – дела, в которых водителей обвиняют в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Другими словами, каждый год инспекторы ГИБДД выявляют 300 тысяч случаев, когда транспортом управляет нетрезвый водитель.

Конечно, это много – хоть у всех на слуху резонансное дело против актера Михаила Ефремова, сотни тысяч водителей не попадают в ДТП, но все равно лишаются права управлять автомобилями на срок до 2 лет.

Но есть и другая статистика. Каждый год на дорогах в России по вине пьяных водителей погибает больше тысячи человек, напоминает Елена Верёвочкина из РГС Банка. По словам эксперта, пьяные водители нарушают общественный и моральный закон не в момент ДТП, а еще когда садятся за руль:

С другой стороны, среди тех 300 тысяч дел каждый год достаточно часто встречаются перегибы. Например, есть много дел, когда водителей штрафовали и лишали прав, когда они просто сидели в припаркованном во дворе автомобиле.

Причины могут быть разными, но суть одна – общественной опасности тут нет. Некоторые, приняв алкоголь, спали в машине – их будили и штрафовали.

А однажды оштрафовали человека, который, будучи слегка пьяным, ремонтировал самосвал – а ездить на нем он не мог по причине того, что автомобиль был не на ходу.

При этом дела по таким статьям в судах обычно рассматриваются очень быстро – судьи почти всегда выносят вердикт не в пользу водителя, больше доверяя официальным документам от сотрудников ГИБДД.

Правда, их многих решений Верховного суда следует, что во всех подобных спорных ситуациях нужно исходить из принципа презумпции невиновности водителя. То есть, сотрудник ГИБДД должен тщательно устанавливать виновность водителя, иначе того нельзя буде привлечь к ответственности. Этот принцип обещают внести в новый процессуальный административный кодекс.

После происшествия с Михаилом Ефремовым едва ли не каждый политик отметился заявлением о том, что ответственность за пьяное вождение нужно ужесточать. Большинство из них, однако, не вникли в то, какое наказание уже существует в российском законодательстве. И его вполне достаточно, считает адвокат Альберт Нагайев:

Но все же, некоторые поправки к КоАП и Уголовному кодексу могут быть полезны. Или нет? Об этом мы и спросили у наших экспертов.

Что можно было бы изменить?

Идеи наказывать жестче за вождение в нетрезвом состоянии и особенно за совершенные в пьяном виде ДТП появляются регулярно.

Из недавнего – сообщество водителей «Синие ведерки» обратились к Госдуме с просьбой добавить к основному наказанию за совершенное пьяным водителем ДТП (лишение свободы, обязательные работы, принудительные работы и т.д.) еще и штраф.

Рассчитывать его сумму авторы предлагают, исходя из количества потерпевших в ДТП, максимум – 3,5 миллиона рублей.

  • Кроме того, авторы инициативы предложили считать отягчающими обстоятельствами грубые нарушения Правил дорожного движения при рассмотрении таких дел.

Пьяным водителям подготовили новые сроки

Максимальный срок лишения свободы для водителей, систематически управляющих автомобилем в нетрезвом виде, будет увеличен с двух до трех лет.

Соответствующие поправки к УК одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Действующие санкции, поясняют необходимость корректировки законодательства в МВД, не дают должного эффекта: нетрезвые граждане садятся за руль даже после лишения прав и судимости. Эксперты считают, что поправки не сработают и на сей раз.

“Ъ” ознакомился с текстом изменений в УК, ужесточающих ответственность за пьяное вождение: документ разработан МВД по поручению вице-премьера Юрия Борисова и одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

Правке подверглась ст. 264.1 УК, устанавливающая санкции для водителей, которые уже были наказаны в рамках КоАП за пьяное вождение (или отказ от освидетельствования) и имеют статус «подвергнутых административному наказанию».

Если такой гражданин снова пойман на пьяном вождении в течение года, он становится преступником. Суд может назначить штраф 200–300 тыс. руб., лишение свободы на срок до двух лет и другие виды наказаний.

Для тех, кто ранее был судим по ст. 264.1 УК, МВД предлагает еще более жесткие санкции. Речь идет о штрафе до 500 тыс. руб.

, исправительных работах на срок до двух лет, принудительных работах на срок до трех лет, лишении свободы на срок до трех лет.

Введенная в 2014 году ст. 264.1 УК пьяных водителей не сдерживает, сказано в пояснительной записке к законопроекту. Из всех лиц, подвергнутых наказанию по ней в 2020 году, 20% было осуждено по ней повторно (в 2018 году — 10%, в 2019 году — 15%). В Удмуртии эта доля составляет 49%, в Мурманской области — 30%, в Волгоградской области — 25%.

В МВД приводят случай в Калининградской области, когда гражданин был осужден четыре раза по ст. 264.1 УК. «На бытовом уровне подобные нарушения продолжают ассоциироваться с незначительным правонарушением, и лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, снова садятся пьяными за руль»,— поясняют авторы поправок.

Поправки поддержали в Генпрокуратуре, Верховном суде, СК, государственно-правовом управлении президента.

«Многие лица, злоупотребляющие спиртным, продолжают регулярно садиться за руль в нетрезвом состоянии, будучи уверенными, что не понесут серьезного наказания,— заявил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.— Необходимо ввести более строгие правила, подчеркнув принципиально нетерпимое отношение к подобному поведению».

Юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает предложение МВД «условным усилением», ведь даже с учетом предлагаемых поправок судьи не смогут впервые осужденным по ст. 264.1 УК назначать реальные сроки, поскольку это преступление небольшой тяжести.

Максимально возможное наказание — обязательные работы или ограничение свободы — действительно не воспринимается нарушителями серьезно. МВД, напоминает эксперт, несколько лет предлагало преступления по ст. 264.

1 УК повысить до категории «средней тяжести», это могло бы «развязать судьям руки», но от этой идеи отказались.

Водители, садясь за руль в пьяном виде, никогда не думают о правовых последствиях, подчеркивает президент Московской коллегии правовой защиты Виктор Травин, для них разница в сроках лишения свободы значения не имеет.

Поправки к УК — не единственный новый инструмент по борьбе с пьянством за рулем. В рамках нового КоАП, который готовится Минюстом с прошлого года, планируется также ввести залог в 30 тыс. руб. за задержанный у нетрезвого водителя автомобиль, а в ряде случаев и конфискацию транспортного средства без права возврата.

Последний раз законодательство для автомобилистов—любителей спиртного ужесточалось в июне 2019 года: тогда вступила в силу новая редакция УК, увеличившая максимальный срок лишения свободы для виновников ДТП с погибшими до 15 лет. В 2020 году, по статистике ГИБДД, произошло 11,8 тыс.

аварий по вине нетрезвых водителей легковых автомобилей.

Иван Буранов

В мвд предложили ужесточить наказание за систематическое пьяное вождение — газета.ru

Наказание за неоднократное вождение в нетрезвом виде могут ужесточить до трех лет лишения свободы. Такие поправки к УК одобрила правительственная комиссия. В МВД объясняют необходимость ужесточения законодательства тем, что нарушители продолжают пить и водить авто даже после судимости за это же правонарушение.

Власти РФ намерены увеличить максимальный срок лишения свободы за систематическое вождение автомобиля в пьяном виде. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

Поправки к Уголовному кодексу одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Текст поправок был разработан МВД по поручению вице-премьера Юрия Борисова. В ведомстве объяснили изменения недостаточной эффективностью существующего наказания — осужденные за пьяное вождение граждане все равно продолжают ездить в нетрезвом виде.

В министерстве намерены скорректировать статью 264.1 УК, устанавливающую наказание для автомобилистов, которых ранее уже наказывали за пьяное вождение по административной статье. Уголовная ответственность наступает, если гражданина РФ поймают снова пьяным за рулем.

«Для тех, кто ранее был судим по статье 264.1 УК, МВД предлагает еще более жесткие санкции. Речь идет о штрафе до 500 тысяч рублей, исправительных работах на срок до двух лет, принудительных работах на срок до трех лет, лишении свободы на срок до трех лет», — пояснили в газете.

В прошлом году 20% из всех осужденных по этой статье были наказаны не в первый раз.

Пьяное вождение — одна из главных причин гибели людей на дорогах. Правительство принимает меры по борьбе с этой проблемой. В июне 2019 года вступил в силу закон, ужесточающий наказание для виновников «пьяных» дорожно-транспортных происшествий.

Нетрезвый водитель может потерять права на срок до семи лет, если совершенная по его вине авария причинила тяжкий вред здоровью пострадавшего.

Кроме того, наказание предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет, а занимать определенные должности нетрезвый водитель не сможет до трех лет.

Ранее за совершение такого ДТП грозило наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

Если в «пьяном» ДТП погиб человек, то виновника могут приговорить к лишению свободы сроком до 12 лет. В случае, если действия нетрезвого автомобилиста повлекли за собой гибель нескольких (двух и более) людей, то его могут посадить в тюрьму на 15 лет.

Закон также ужесточает наказание за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и в метрополитене.

Высочайший уровень смертности на российских автодорогах тревожит и Кремль: президент РФ Владимир Путин заявлял, что ситуация складывается «трагическая». «Ситуация на дорогах несмотря на определенные улучшения по-прежнему остается сложной. Каждый день в ДТП погибает почти 50 и получает ранения около 600 человек. Это очень много, трагически много», — подчеркнул он.

Полиция также намерена применять новые алко- и наркоиндикаторы, которые позволят быстро узнать, находится ли водитель в состоянии опьянения. Об этом СМИ сообщили осенью 2020 года. Результат будет известен инспектору за секунды. Отправить на медосвидетельствование водителя смогут только в случае положительной индикации.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и потребления наркотических веществ», — отметил начальник ГУОБДД МВД РФ Михаил Черников.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *