Минюст предложил поправить закон о бесплатной юридической помощи — советы опытного юриста

Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов».

Проектом постановления предлагается в период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2023 г.

на территории Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, а также с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, в рамках которого Минюстом России будет создана информационная система «Правовая помощь».

Основной целью проекта является создание условий для эффективного развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи путем совершенствования процесса взаимодействия их участников и граждан Российской Федерации, предоставления населению равного доступа к бесплатной юридической помощи и возможностей выбора удобного способа ее получения независимо от местонахождения.

Создание информационной системы «Правовая помощь» позволит быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь, предоставит гражданам равный доступ как к самой помощи, так и к доступной для восприятия правовой информации, что приведет к существенному увеличению количества граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В 2021 – 2022 гг. эксперимент с использованием информационной системы «Правовая помощь» будет проводиться с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областей.

  • В 2022 году к эксперименту планируется подключить все субъекты Российской Федерации.
  • Также в целях повышения качества данных и эффективности межведомственного взаимодействия предлагается предусмотреть интеграцию системы с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА), федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
  • Функции оператора информационной системы «Правовая помощь», ответственного за создание и обеспечение ее функционирования, проектом постановления возлагаются на федеральное бюджетное учреждение «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации».

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка профессиональной юридической помощи

  • Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»
  • Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:
  • повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;
  • совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;
  • создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;
  • создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.
  • Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.
  •  На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов по следующим направлениям:
  • создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;
  • обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;
  • обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;
  • введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь);
  • введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);
  • введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
  • В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру.

В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах.

Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.  

На третьем этапе реализации концепции (2020 — 2022 гг.

) — будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

  1. С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).
  2. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.
  3. Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус адвокатского образования.
  4. Перейти в текст документа »
  5. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  6. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 08.11.2017

Поделиться ссылкой:

Цифровая платформа для оказания БЮП

20 марта 2020 г. 18:53

Минюст России представил проект постановления правительства о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи и положение о порядке его работы

В проекте, опубликованном для общественного обсуждения, указывается, что пилотное внедрение портала произойдет в 2022 г.

В пояснительной записке отмечается, что создание такого портала позволит обеспечить граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией с высокой степенью визуализации и простыми поисковыми сценариями.

В частности, будет использован чат-бот «Правовой помощник», который поможет ориентироваться в контенте.

Планируется использование интерактивных карт судов, пунктов бесплатной юридической помощи (БЮП), правоохранительных органов, всех участников государственной и негосударственной систем БЮП. Член Совета ФПА РФ Елена Авакян посчитала, что реализация проекта способна улучшить качество оказываемой юридической помощи.

Как сообщает «АГ», предусматривается создание платформы с технологичными сервисами для непосредственного оказания БЮП.

Читайте также:  Решение по делу 1-538/2014 - советы опытного юриста

В связи с этим для участников бесплатной юридической помощи будут разработаны сервисы, с помощью которых они смогут быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь.

«Использование современных технологий позволит существенно увеличить количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи», – считают авторы проекта.

Согласно проекту, Минюст должен в 2021 г. создать портал для оказания бесплатной юридической помощи и правового информирования граждан, а также популяризации правовых идей в СМИ и на открытых информационно-справочных ресурсах смежных федеральных органов исполнительной власти, а в 2022 г. обеспечить пилотное внедрение портала.

В комментарии «АГ»  член Совета ФПА РФ Елена Авакян отметила, что Минюст разрабатывает очень полезный проект, но все будет зависеть от того, каким образом он будет реализован. «В целом бесплатная юридическая помощь сегодня оказывается гражданам весьма беспорядочно.

В первую очередь, финансирование осуществляется за счет региональных бюджетов, а возможности у субъектов РФ сильно отличаются, что не позволяет организовать эту работу единообразно и на высоком уровне.

Предлагаемая платформа позволит упорядочить оказание БЮП, перевести ее в онлайн-пространство, а привязав платформу к порталу Госуслуг, сделать ее доступной для практически всех слоев населения (по состоянию на декабрь 2019 г., на портале зарегистрированы 103,2 млн россиян).

Очевидно, что для адвокатуры это расширение возможностей», – посчитала Елена Авакян.

По ее мнению, осуществлять БЮП должны в первую очередь адвокаты, причем сама по себе платформа должна предусматривать как оказание БЮП, так и адвокатский маркет-плейс.

«Это значит, что, если гражданин не может получить юридическую помощь бесплатно по тем или иным причинам, то он должен иметь возможность заключить с выбранным адвокатом соглашение. Этот проект сейчас обсуждается.

Мне видится, что именно такой формат будет наиболее целесообразным», – отметила Елена Георгиевна.

Елена Авакян посчитала, что реализация проекта способна улучшить качество оказываемой юридической помощи. Она указала, что сегодня получение БЮП во многом сильно ограничено, и с сожалением констатировала, что у государства нет возможности курировать этот процесс на федеральном уровне.

«Портал будет предполагать тотальный учет и контроль, передачу данных во все адвокатские палаты субъектов РФ, стабильную и прозрачную систему оплаты. Создание портального решения неизбежно приведет к централизации процесса финансирования.

Кроме того, оказываемая в электронном виде услуга предусматривает подачу жалобы на нее тоже в электронном виде. Осознание этого будет подстегивать юриста к выверенному поведению», – заметила Елена Авакян.

Она добавила, что адвокатура активно участвует в обсуждении проекта, вносит свой вклад и старается, чтобы были приняты верные решения при разработке портала.

Адвокат АП г. Красноярского края Владимир Васин сообщил, что сама по себе идея создания единого цифрового пространства для оказания бесплатной юридической помощи нуждающимся, единой платформы и развития правового просвещения прекрасна, особенно для России.

Однако, заметил он, не совсем ясно, как это пространство будет работать, в каком объеме и в каком качестве будет оказываться юридическая помощь посредством планируемого ресурса.

«Сразу скажу, что я всегда за правовое просвещение граждан и повышение его уровня, поэтому выскажусь только о бесплатной юридической помощи: между искусственным интеллектом, шаблонно отвечающим на вопросы, и живым человеком, профессионалом, который помогает разобраться в ситуации, – пропасть», – считает Владимир Васин.

По мнению адвоката, особенности динамики и обновления российского законодательства, правовых процессов и судебной практики в России можно измерять недельными промежутками, так как в правовом поле все очень часто меняется. «В одной из самых популярных справочных правовых систем “КонсультантПлюс” на 2020 г.

содержится больше 12 миллионов документов, поэтому мне не совсем понятно, по какому алгоритму и программному шаблону будет работать единый государственный портал бесплатной юридической помощи. Важно понимать, как будут устроены технологичные сервисы для непосредственного оказания квалифицированной юридической помощи.

Повторюсь, параллельно с этим вопросом всегда рядом идут вопросы объема и качества помощи. Ведь в проекте постановления правительства буквально декларируется: “Использование современных технологий позволит существенно увеличить количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи”.

А теперь ответьте всего на один вопрос: вы бы доверили свою жизненную проблему, личное дело боту?» – спрашивает Владимир Васин.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев положительно оценил проект Минюста, назвав его актуальным в современных реалиях.

Адвокат считает, что реализация проекта в полном объеме поможет существенно повысить уровень правового просвещения населения и качество оказываемой юридической помощи.

Кроме того, по его мнению, важно, что проект будет способствовать большей информированности граждан как об их правах, так и о способах их защиты, а также организациях, в которых они смогут получить бесплатную юридическую помощь.

«Пока не совсем понятно, как будет выглядеть этот единый портал, но было бы нелишним добавить в него адреса и контакты всех адвокатских образований каждого субъекта РФ, в которых граждане могут получить юридическую помощь, в том числе и бесплатно», – предложил Илья Прокофьев.

«Ни для кого не секрет, что в настоящее время широко распространены “юридические” мошеннические фирмы, которые навязчивой рекламой и пустыми обещаниями привлекают к себе граждан якобы на бесплатные консультации и в итоге получают обманным путем крупные суммы денег. В связи с этим на едином портале Минюста было бы полезно создать “черный список” таких псевдоюридических организаций», – предложил адвокат.

Бесплатная юридическая помощь: проблемы и решения

Обеспечение населения квалифицированной бесплатной юридической помощью (далее – БЮП), как и решение всех сопутствующих этому процессу задач и возникающих проблем, – безусловно, обязанность государства в лице уполномоченных органов юстиции.

Однако адвокатура как один из основных субъектов ее оказания ежедневно напрямую сталкивается с существующими в данной области проблемами, разрешение которых, к сожалению, затянулось более чем на семь лет с момента вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Основные системные проблемы в данной сфере были обозначены в феврале 2019 г. в ходе тематического круглого стола в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Это:

  • – проблемы недостаточности финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи; – существование сложного механизма предоставления адвокатами отчетности для получения оплаты за оказанную ими помощь;
  • – недостаточная информированность граждан о возможностях получения БЮП.
  • С уверенностью скажу, что все перечисленные проблемы являются ключевыми и в Республике Дагестан.
  • Согласно данным Минюста России, в 61 регионе России, в том числе в Дагестане, БЮП в рамках государственной системы оказывается только адвокатами.

Государственные юридические бюро, какие существуют в 15 регионах России, в Республике Дагестан отсутствуют. Соответственно, вся нагрузка по участию в государственной системе БЮП приходится на адвокатуру.

Адвокатской палатой Республики Дагестан созданы все необходимые условия для ее оказания адвокатами республики. С июля 2017 г. в АП Республики Дагестан создан и функционирует Центр бесплатной юридической помощи (далее – ЦБЮП), в котором дважды в неделю с утра до вечера по графику граждан принимают адвокаты, состоящие в Списке адвокатов, участвующих в государственной системе БЮП.

В других городах и районах республики юридическая помощь оказывается на базе функционирующих там 22 юридических консультаций. Также в ближайшее время планируется создание отделений ЦБЮП в тех городах и районах республики, в которых отсутствуют юридические консультации.

Но, несмотря на наши усилия по обеспечению граждан республики БЮП, отмечается низкая обращаемость граждан в Адвокатскую палату с данным вопросом.

Эта проблема неоднократно поднималась нами на совещаниях с уполномоченными органами юстиции в данной сфере. Адвокатская палата просила помощи в информировании населения республики о контактных данных ЦБЮП, графике его работы, размещении данной информации на их официальных сайтах и других интернет-ресурсах.

В свою очередь, нами постоянно проводится такая работа. Подробный раздел «Гражданам» имеется на официальном сайте АП Республики Дагестан. Он содержит всю информацию о порядке обращения в АП РД за БЮП, категориях граждан, которым полагается БЮП в соответствии с федеральным и региональным законами, случаях оказания БЮП и др.

Кроме того, участвуя в теле- и радиоэфирах, мы регулярно призываем граждан республики пользоваться предоставленным им по законодательству РФ и РД правом на БЮП.

При этом адвокаты республики сталкиваются с огромным числом проблем.

Начну с того, что участие в государственной системе БЮП осуществляется в АП РД согласно Положению о порядке оказания адвокатами Адвокатской палаты Республики Дагестан бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и по программе «pro bono», утвержденному Советом АП РД 27 июля 2017 г., в зависимости от стажа адвокатской деятельности.

В обязательном порядке в указанный список включаются адвокаты по г. Махачкале со стажем адвокатской деятельности до 5 лет, а по другим городам и районам республики – со стажем до 10 лет.

Читайте также:  Осуществление правомочий собственности субъектами общей совместной собственности - советы опытного юриста

Оплата труда адвокатов по БЮП осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22 июля 2014 г. № 334 «Об утверждении Порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи».

Сравнительный анализ регионального законодательства показывает, что размеры вознаграждений за те или иные виды юридической помощи, предусмотренные республиканским постановлением, далеки даже от средних ставок, установленных в других регионах России. Для большей наглядности, расценки такие: за разного рода запросы, справки предусмотрена оплата в размере 200 рублей.

Ходатайства, заявления и письма (которые вообще не предусмотрены постановлением) также оплачиваются республиканским Минюстом по ставке в 200 рублей. Устная и письменная консультация –200 рублей. Составление судебных документов (исковых заявлений, апелляционных (кассационных) жалоб) – 1000 рублей.

В эту же сумму оценивается один день работы адвоката по представлению интересов гражданина в суде.

При этом низкие размеры оплаты труда – это только полбеды. Другая сторона вопроса –усложненная процедура отчетности. Согласно нашему постановлению копии всех необходимых документов еще должны быть заверены печатью адвокатского образования, в котором состоит адвокат, оказавший БЮП.

На деле это создает серьезные проблемы для сбора документов на оплату, так как печать адвокатского образования хранится в адвокатском образовании и не имеется при адвокате, оказывающем БЮП в Центре.

А необходимость такого заверения документов приводит к дополнительным материальным и временным затратам для адвоката.

Дагестанский менталитет также придает свою пикантность данному вопросу. В особенности в тех районах республики, где каждый житель знает друг друга и даже приходится родственником.

Отказать пожилому человеку в оказании ему БЮП на том основании, что он просто не помнит в виду почтенного возраста или других причин, где лежит его удостоверение об инвалидности (в то время как для получения оплаты адвокат обязан предоставить в Минюст РД его заверенную копию), адвокат в силу кавказского воспитания и сложившихся общественных устоев не может себе позволить. И подобное происходит практически с 70% обращающихся.

Адвокатская палата Республики Дагестан неоднократно поднимала на расширенных заседаниях с уполномоченными органами юстиции вопросы о создании единой базы, например, со сведениями о наличии у граждан инвалидности или принадлежности семей к категории малоимущих. Но, безусловно, мы понимаем и всю сложность реализации данного предложения, связанную с персональными данными, медицинской тайной и другими.

  1. В связи с этим адвокатам ничего не остается как оказывать помощь в рамках «pro bono», не получая за это ничего.
  2. Я не говорю уже о сложностях психологического характера, с которыми приходится сталкиваться адвокатам при оказании БЮП гражданам, так как в основном это люди с разного рода проблемами со здоровьем, пожилого возраста, которым порой бывает очень сложно разъяснить адвокату суть их вопроса, а тем более понять и принять от адвоката заключение о невозможности юридического разрешения их проблемы по тем или иным причинам.
  3. В такой ситуации говорить о добровольности участия адвокатов в государственной системе БЮП, как это происходит в АП РД с участием адвокатов в уголовных делах по назначению органов дознания, следствия и суда, конечно же, не приходится.

Кроме того, оказанная адвокатами помощь «pro bono» (т.е. без направления отчетов в Минюст Республики Дагестан и без получения соответствующей оплаты труда), к сожалению, не учитывается в ежегодных отчетах Адвокатской палаты по БЮП и существенно отражается на конечных цифрах, которые, безусловно, разнятся с реальной картиной.

Безусловно, порядок предоставления отчетности для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, следует реформировать. В связи с этим считаю необходимой разработку на федеральном уровне требований по форме и содержанию отчетности адвоката для получения вознаграждения за свой труд.

Между тем неоднократно уполномоченными органами юстиции поднимаются вопросы о качестве оказываемой гражданам помощи в рамках государственной системы БЮП.

Безусловно, этот вопрос важен и мы в свою очередь стремимся улучшить качество БЮП, оказываемой нашими адвокатами, применяя при этом все возможные методы – от обучения адвокатов и разъяснения им важности данного направления работы до привлечения к дисциплинарной ответственности за оказание юридической помощи ненадлежащего качества.

Однако государство в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь обязано стимулировать субъекты оказания БЮП достойным уровнем вознаграждения.

Все мы понимаем, что требовать первое, не давая при этом второе (с учетом того, со сколькими проблемами адвокат должен при этом столкнуться), не только неправильно, но и бесперспективно.

Понятно, что оплата труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы БЮП, и компенсация их расходов на оказание такой помощи является обязательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона о БЮП).

Но имеющие место при этом недостаточность финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи и серьезные несоответствия по размерам оплаты труда адвокатов в разных субъектах РФ, на мой взгляд, – это проблема всего государства, о разрешении которой оно должно позаботиться как гарант конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Считаю необходимым установление на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда адвокатов по каждому виду юридической помощи. Это позволит хоть как-то выровнять существующую на сегодняшний день в этом вопросе серьезную разницу в размерах вознаграждения и установить усредненные нормативы для всей России.

Тогда стимулировать желание адвокатов оказывать помощь в рамках государственной системе БЮП, а тем более – бороться за ее качество было бы намного проще.

В завершение хотелось бы отметить, что оказание БЮП – это профессиональный и социальный долг каждого адвоката.

При этом наше желание установления более достойных размеров вознаграждения адвокатов по БЮП связано не со стремлением адвокатов удовлетворить свои финансовые интересы, а в первую очередь направлено на достижение должного уровня уважения со стороны государства к нашей профессии и к нашему труду.

Гульнара Багишова Руководитель аппарата – секретарь Совета Адвокатской палаты Республики Дагестан

Проект Федерального закона об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ Новости Палаты. Адвокатская палата Новосибирской области

[30.09.2009]

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

  • «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»
  • Статья 1. Предмет регулирования
  • Настоящий федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.
  • Статья 2. Квалифицированная юридическая помощь
  • Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг. Под юридическими услугами понимаются, в частности:
  • консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме;
  • подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в арбитражном судопроизводстве и иных процедурах разрешения споров субъектов хозяйственной деятельности;
  • защита и представительство в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представительство и защита интересов юридических и физических лиц в связи с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • представительство и защита интересов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, в отношениях с юридическими и физическими лицами на территории иностранных государств, в международных организациях и международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных организаций и международных судебных органов или международными договорами Российской Федерации;
  • проведение юридически значимых процедур по юридическому обеспечению предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, в том числе составление договоров и иных документов, правовое обеспечение проведения торгов;
  • юридическое сопровождение и обеспечение соответствия закону всех видов сделок, в том числе связанных с возникновением, переходом и прекращением права собственности, защитой имущественных и личных неимущественных прав;
  • участие в качестве представителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • участие в качестве представителя в налоговых правоотношениях;
  • осуществление субъектами оказания квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных видов деятельности с целью обеспечения или защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.
  • Квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно для получателя такой помощи с ее оплатой за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  1. Статья 3. Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи
  2. Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  4. Виды юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты, нотариусы или патентные поверенные, особенности их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а также квалификационные требования и критерии для осуществления такой деятельности могут устанавливаться отдельными федеральными законами.
Читайте также:  Помогите решить вопрос по ребенку - советы опытного юриста

Работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  • Иностранные лица допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории Российской Федерации при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами Российской Федерации.
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие приобретенного в установленном порядке на территории Российской Федерации статуса субъектов оказания квалифицированной юридической помощи и получившие юридическое образование на территории иностранных государств, допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов оказания юридической помощи.
  • Статья 4. Переходные положения

Лица, которые на момент вступления настоящего Федерального закона в силу, участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо в штате коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, и которые желают осуществлять деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве адвокатов, вправе при условии соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации по месту своего постоянного жительства. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормотворческую деятельность в области юстиции.

  1. Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления проверяет сведения о претенденте и выносит решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.
  2. Претендент приносит присягу, предусмотренную статьей 13 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», и со дня ее принятия получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
  3. О присвоении претенденту статуса адвоката совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, который в месячный срок со дня получения от совета уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
  4. Статья 5. Вступление в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 4 настоящего Федерального закона действует в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу и по их истечении утрачивает силу.

  • Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  • Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются с момента утраты силы статьей 4 настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
  • Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Минюст предложил начать эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов с 1 сентября | Digital Russia

С 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 Минюст предлагает провести в России эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи (БЮП) с применением электронных сервисов, свидетельствует проект постановления правительства, опубликованный для общественного обсуждения во вторник.

Как говорится в пояснительной записке, право на получение БЮП ‎по состоянию на 31 декабря 2020 имели 29,643 миллиона граждан РФ.

Однако людям бывает сложно получить такую помощь из-за ряда проблем, среди которых различные подходы органов власти к правовому информированию, правовому просвещению населения и оказанию бесплатной юридической помощи; отсутствие единого источника и точки доступа для граждан ‎к структурированной по местоположению и жизненным ситуациям правовой информации и иным доступным для восприятия материалам; необходимость обращения гражданина к целому ряду информационных ресурсов для определения поставщика правовой помощи ‎и условий её получения; высокая вероятность для граждан при отсутствии юридического образования стать жертвой мошенников; отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия органов власти, а также иных участников системы БЮП и граждан; отсутствие у поставщиков правовой информации ‎и соответствующих уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ автоматизированных инструментов формирования ‎и проверки отчётов об оказании БЮП и документов для подтверждения права ‎на её оплату или компенсации произведённых расходов, а также удобных инструментов планирования и оказания правовой помощи в дистанционно; непрозрачность системы расчётов с поставщиками правовой помощи и неэффективность контроля качества БЮП; отсутствие удобных инструментов мониторинга систем БЮП, планирования бюджетов разных уровней в этой части на основании достоверной аналитики и статистики.

  • Чтобы исправить ситуацию, Минюст предлагает оказывать БЮП с применением электронных сервисов, при этом объединить в едином цифровом пространстве всех участников как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
  • В процессе проведения эксперимента должна быть создана информационная система «Правовая помощь», которая позже будет переведена в статус федеральной государственной информационной системы.
  • Система, по замыслу Минюста, будет создаваться с участием региональных и федеральных органов исполнительной власти десяти регионов: Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областей.
  • Руководить экспериментом будет Минюст, участниками эксперимента станут МВД и Минцифры.
  • В июле 2022 года планируется провести предварительную оценку промежуточных результатов эксперимента ‎и представить в правительство предложения ‎о расширении состава участников, а также доклад о необходимости внесения изменений в законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, которые позволят масштабировать систему на всей территории России.

Минюст отмечает, что в августе прошлого года ‎в целях реализации министерством функций по управлению проектами цифровой трансформации, управлению архитектурой ключевых информационных систем и формированию отраслевой экспертизы на базе федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (НЦПИ) была сформирована служба технического заказчика проектов цифровой трансформации. Проектом постановления предполагается, что НЦПИ станет оператором системы «Правовая помощь», обеспечит её создание и функционирование.

Для сокращения расходов на создание информационной системы «Правовая помощь», повышения достоверности, качества данных ‎и эффективности межведомственного взаимодействия предусмотрена интеграция с существующими внешними информационными системами, в частности, с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); Единым порталом госуслуг (ЕПГУ); федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации» (ЕСНСИ); Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) и иными информационными системами.

Средства для реализации проекта НЦПИ получит от Минюстом в форме субсидии. Ранее, напомним, Минфин предполагал, что на создание системы понадобится 413 миллионов рублей.

Обсуждение документа продлится до 17 августа.‎

Справка

Основные категории граждан, которые могут стать получателями БЮП, определяет закон № 324-ФЗ. В нём также перечислены конкретные случаи, по которым помощь бесплатна для её получателя, органы и организации, уполномоченные её предоставлять.

По закону каждый регион может расширять как список получателей бесплатной юридической помощи, так и случаи, в которых она предоставляется.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *