Исковая давность по договорам перевозки — советы опытного юриста

Исковая давность по договорам перевозки - советы опытного юристаВ сфере международных перевозок грузов автомобильным транспортом очень распространены споры по поводу потери груза или опоздания поставки груза со стороны перевозчика, а также ряд других разновидностей споров между перевозчиком и заказчиком перевозки. 

В случае возникновения таких споров лица, имеющие право требовать компенсации от другой стороны, в частности перевозчика, ожидают, что требование будет удовлетворено по доброй воле.

В худшем случае многие надеются, что компенсацию за ущерб присудит суд.

Однако, простая подача иска или претензии (даже если требование действительно имеет основания) не гарантирует, что понесенный ущерб будет компенсирован. 

Несоблюдение сроков подачи претензии или иска может быть единственной причиной, по которой потерпевшая сторона не получит компенсации за ущерб.  

Сроки подачи претензий перевозчику, а также правила расчета этих сроков изложены в статье 30 Конвенции КДПГ. Сроки исковой давности, которые применяются к подаче исков, а также правила расчета этих сроков, изложены в статье 32 Конвенции КДПГ. 

На основании вышеуказанных статей Конвенции КДПГ мы выделили основные сроки, которые должен знать каждый перевозчик и каждый заказчик: 

  • 0 дней – для предъявления претензии по потере груза или его очевидным недостаткам. Претензии к перевозчику по потере (части или всего) груза или его очевидной порче должны быть выдвинуты не позже, чем во время приёма груза, путем внесения соответствующих записей/замечаний в накладную. 
  • 7 дней (не считая воскресений и праздничных дней) – для претензии по неочевидным недостаткам груза.
  • 21 день – для претензии по опозданию поставки грузa.
  • 1 год – для исков, когда нет злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.
  • 3 года – для исков в случае злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.

Сроки предъявления претензий

При расчете данных сроков важно, чтобы не был пропущен день отправления письменной претензии. Пропуск каждого из вышеуказанных сроков влечет за собой разные последствия. 

Например, в случае пропуска срока для предъявления претензии по неочевидным недостаткам груза считается, что груз получен такой, какой указан в накладной.

Как следствие, лицо, пропустившее срок, имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба только при условии, что докажет факт повреждения груза во время его перевозки, и тот факт, что установить данные повреждения во время принятия груза было невозможно. 

  • А в случае пропуска срока для предъявления претензии по опозданию поставки груза лицо, пропустившее срок, вообще лишается права требовать от перевозчика возмещения ущерба, возникшего в связи с просрочкой доставки груза.
  • Сроки исковой давности
  • День, от которого нужно считать сроки исковой давности, зависит от характера требования. В соответствии с характером требования Конвенция КДПГ предусматривает три разных момента расчета сроков:
Характер требования Начало срока исковой давности
Из-за частичной потери груза, его повреждения или просрочки в доставке Со дня сдачи груза (обычно день сдачи груза указывается в накладной)
Из-за потери всего груза На 30-й день после согласованного времени доставки груза (например, если в договоре перевозки предусмотрено, что перевозчик должен доставить груз до 2018-06-01, то срок исковой давности должен начаться с 2018-07-01)
или
на 60-й день после того, как перевозчик принял груз (если стороны не договорились о конкретной дате доставки)
Во всех остальных случаях (например, для требования оплаты за перевозку) Через 3 месяца с даты подписания договора перевозки

После истечения вышеуказанных сроков суд все еще примет иск, но другая сторона спора может потребовать, чтобы иск был отклонен только на том основании, что иск был подан после истечения срока исковой давности.

Срок исковой давности может быть приостановлен при подаче претензии в письменной форме. Письменная претензия приостанавливает срок исковой давности до тех пор, пока претензия не будет рассмотрена и отклонена.

Это означает, что от подачи письменной претензии до ее отклонения в письменной форме срок исковой давности не исчисляется.

Если претензия признана лишь частично, срок давности обновляется только для спорной части претензии. 

Повторные претензии (на тех же основаниях) не приостанавливают срока исковой давности.

После пропуска срока исковой давности в некоторых случаях можно попросить суд восстановить его. Однако, суд соглашается восстановить пропущенный срок давности только при условии, что истец предоставляет доказательства, подтверждающие, что срок был пропущен по уважительным объективным причинам (например, когда местонахождение перевозчика было неизвестно). 

Сроки исковой давности, установленные в статье 32 Конвенции КДПГ, также применяются к регрессным искам, которые перевозчик предъявляет другим перевозчикам, участвующим в том же процессе грузовой перевозки.

Однако срок подачи иска в таком случае исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Важно иметь в виду, что сроки подачи претензий и исков, а также правила их расчета, установленные Конвенцией КДПГ, нельзя изменить по соглашению сторон. В части 1 статьи 41 Конвенции КДПГ указано, что все соглашения, которые прямо или косвенно отступают от Конвенции, считаются недействительными.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
  • Специальные сроки
  • Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.
  • Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.
  • Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).
  • Несколько лиц — исполнителей
  • В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).
  • В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц. 
  • В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).
  • Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст.

200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Читайте также:  Отдельные виды обязательств в международном частном праве - советы опытного юриста

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г.

№ 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами. 

  1. В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.
  2. До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору. 
  3. Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения.

В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

 

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Исковая давность по требованиям к перевозчикам и экспедиторам / КонсультантПлюс

17. Течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

Общество (заказчик) и компания (перевозчик-экспедитор) заключили договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.

Согласно товарно-транспортным накладным груз был принят к перевозке компанией, однако обязательство по доставке груза не исполнено, груз утрачен.

Предъявленная обществом компании претензия с требованием возместить понесенные убытки оставлена последним без ответа.

Общество обратилось с иском к компании о возмещении причиненного вреда.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности ненадлежащего оказания компанией услуг по перевозке груза и отсутствия оснований для освобождения ее от ответственности за его утрату. Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности суд признал необоснованными.

Применяя исковую давность и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

В силу статьи 42 Устава автомобильного транспорта срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного утратой груза — со дня признания груза утраченным. Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 7, части 4 статьи 12 и статье 13 Закона о транспортной экспедиции.

При этом суд указал, что время предъявления претензии входит в срок исковой давности, не приостанавливает и не продлевает его, поскольку такие основания приостановления или перерыва не предусмотрены законодательством.

Арбитражный суд округа постановлением отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.

), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока — на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.

2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока — на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.

Из положений пункта 1 статьи 797 ГК РФ, части 2 статьи 39 Устава автомобильного транспорта и Закона о транспортной экспедиции следует, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном названными Законами.

Следовательно, в период соблюдения обществом обязательного претензионного порядка течение исковой давности по настоящему требованию в силу действующего законодательства приостанавливалось.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, рассмотрев спор по существу.

18. Исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Обществом (клиентом) и компанией (экспедитором — договорным перевозчиком) заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание.

По заявке к этому договору компания обязалась доставить конкретный груз общества автомобильным транспортом.

Для исполнения этого обязательства компания привлекла к исполнению фирму (фактического перевозчика). По указанию компании общество передало груз фирме.

В результате дорожно-транспортного происшествия часть вверенного фирме груза была повреждена.

Общество обратилось с требованием к компании о возмещении стоимости утраченного груза.

Отказ компании в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском к компании о взыскании реального ущерба. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования общества удовлетворены.

Компания исполнила вступившее в законную силу решение суда и обратилась с претензией к фирме о возмещении причиненного несохранной перевозкой реального ущерба. Фирма отказала компании в удовлетворении претензии, указав на то, что с момента утраты груза прошло полтора года.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в арбитражный суд с соответствующим исковым требованием к фирме.

В возражениях на иск фирма сослалась на пропуск истцом сокращенного (годичного) срока исковой давности, исчисляемого в соответствии со статьей 42 Устава автомобильного транспорта со дня признания груза утраченным.Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.

Суд указал на то, что годичный срок исковой давности в данном случае необходимо исчислять с момента, когда компания возместила реальный ущерб обществу, поскольку именно в этот момент у нее образовались убытки и ее право было нарушено (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Читайте также:  Ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору - советы опытного юриста

Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент начала его исчисления по требованию к перевозчику о возмещении стоимости утраченного груза императивно установлены транспортными уставами и кодексами и не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

Своевременное возмещение компанией обществу возникших убытков позволило бы компании обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием в установленный срок. Таким образом, исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

19. К требованию о возврате необоснованно списанной с лицевого счета истца, открытого у перевозчика, платы за перевозку применяется сокращенный (годичный) срок исковой давности.

Вс дал разъяснения по применению сроков исковой давности в арбитражных спорах

Верховный суд РФ представил обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции. Этот документ утвержден 20 декабря Президиумом ВС.

В 30-страничном обобщении ВС сформулировал правовые позиции по спорам, касающимся ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; ответственности грузоотправителя за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной; ответственности экспедитора за неисполнение договора транспортной экспедиции; страхования ответственности экспедитора и перевозчика. Кроме того, анализируются споры, возникающие из договоров на подачу и уборку вагонов; вопросы исковой давности по требованиям к перевозчикам и экспедиторам.

Подробно разбирая дела последней категории, ВС, в частности, отмечает, что сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 13 Закона о транспортной экспедиции, не распространяется на требования к участникам процесса транспортировки, основанные на нормах главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ.

При выполнении на путях необщего пользования погрузочно-разгрузочных работ завод повредил стоящие на соседних путях и не участвующие в перевозке вагоны, принадлежащие обществу. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к заводу о взыскании убытков. В возражениях на иск завод сослался на пропуск обществом сокращенного (годичного) срока исковой давности.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Суды исходили из того, что статьей 104 Устава железнодорожного транспорта предусмотрены последствия повреждения или утраты предоставленных перевозчиком вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта, а также иные убытки.

Следовательно, на данное требование распространяется специальный срок исковой давности (статья 126 Устава железнодорожного транспорта).

Арбитражный суд округа постановлением отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, общество является собственником вагонов и не участвовало в отношениях по перевозке. Перевозку по договору с заводом выполняло третье лицо.

Следовательно, положения статьи 104 Устава железнодорожного транспорта и главы 40 ГК РФ к правоотношениям с участием общества не применяются.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 06.10.

2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Заявленные обществом требования основаны на статьях 15, 1064 ГК РФ. При этом в соответствии со статьей 196 ГК РФ к требованиям о взыскании убытков, возникших вследствие причинения вреда имуществу (глава 59 ГК РФ), применяется общий трехлетний срок исковой давности.

Верховный суд обобщил практику по спорам о перевозках — новости Право.ру

В документе содержатся объяснения, кто может быть виноват в задержке, утрате или порче груза, как правильно определить массу товара и кто должен устанавливать размер реального ущерба.

Верховный суд опубликовал 30-страничный обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции. «Право.ru» рассказывает о самых интересных делах.

За утрату груза отвечает перевозчик

Это правило действует вне зависимости от того, кто виноват в повреждении груза. Например, если грузовик с товаром попал в ДТП из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу или не справился с управлением, перевозчик все равно должен будет возместить вред владельцу груза.

Такая норма содержится в п. 1 ст. 796 ГК (профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины). Освободить его от ответственности могут только непредвиденные обстоятельства.

При этом ВС не относит ДТП к непредвиденным и непредотвратимым обстоятельствам, потому что «профессиональный перевозчик ее может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Таким образом, перевозчик обязан будет возмещать ущерб почти в любом случае.

Кто виноват в неправильной упаковке груза?

Чтобы ответить на этот вопрос, ВС приводит такой пример. Компания-отправитель и перевозчик заключили договор о перевозке легковых машин на открытом автовозе.

При транспортировке в одну из машин (из тех, которые «ехали» в автовозе) попал камень и разбил лобовое стекло. Компания сразу обвинила в этом перевозчика и потребовала его возместить ущерб. Дело дошло до Верховного суда, который объяснил, что обязанность упаковать груз лежала на отправителе. Он этого не сделал, значит, принял все риски, которые могли повлечь за собой отсутствие упаковки. 

На перевозчике в таком случае лежит задача доказать в суде, что упаковка товара избавила бы его от повреждения. Если суд с этим согласится, то ответственность за порчу ляжет на отправителя.

Масса груза имеет значение

Иногда перевозчики и отправители мошенничают при определении массы товара. Первые – чтобы увеличить стоимость перевозки товара, вторые – чтобы уменьшить. В одном случае это может привести к превышению грузоподъемности транспорта, а во втором – к занижению цены.

Масса груза, как объяснил ВС, считается правильной, если отправитель и перевозчик определили ее одинаково с учетом погрешности. Значение погрешности при этом отличается для разных грузов. Если спор о массе груза по какой-то причине дошел до суда, обеим сторонам придется доказывать свою позицию по общим правилам, в таких спорах суды не отдают преимущества ни одной из сторон.

«Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством», – указывает ВС.

За что отвечает экспедитор?

Экспедитор выполняет функции отправителя груза. Компании заключают с ним договор, в котором указывают, какой груз и куда нужно доставить. Экспедитор принимает этот груз и все дальнейшие обязательства по его доставке: он может нанять перевозчика для доставки товара, а может перевести его своими силами, то есть выполнить не только функцию агента, но и роль перевозчика.

Верховный суд указывает, что «на экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента». Но при этом экспедитор должен внимательно и осмотрительно подойти к выбору перевозчика.

Например, если экспедитор нанял железнодорожного перевозчика, но при транспортировке груза вагоны сошли с рельс, то экспедитор не обязан ничего возмещать компании-отправителю.

Сроки давности

  • Исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах, указывает ВС.
  • При этом срок давности приостанавливается на время, нужное сторонам для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. 
  • Для требований о возврате необоснованно списанной платы за перевозку применяется срок давности величиной в один год.
  • К требованию исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов к заказчику о взыскании неустойки за простой вагонов применяется трехлетний срок исковой давности.

При этом ВС отмечает, что годичный срок давности не распространяется на требования, основанные на гл. 59 ГК (она называется «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Для иллюстрации последнего, ВС приводит такое дело. Завод, выполняя на ж/д путях погрузочные работы, повредил вагоны, которые стояли на соседних путях и принадлежали некой компании. 

Компания подала иск к заводу с требованием возместить ущерб. Завод в ответ заявил, что уже прошел год, поэтому компания не может предъявлять никаких требований, и суды встали на его сторону.

 Суд исходил из того, что статьей 104 Устава железнодорожного транспорта предусмотрены последствия повреждения или утраты предоставленных перевозчиком вагонов. В этом случае отправители или грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта.

На данное требование распространяется специальный срок исковой давности, величиной в год.

Дело дошло до Верховного суда, и он объяснил, что когда требования основаны на статьях из главы 59 ГК, срок исковой давности нужно считать в полном объеме, то есть он будет равен трем годам.

Читайте также:  5 законов о поправках в кодексы - советы опытного юриста

Другие разъяснения ВС

  1.   В случае нарушения перевозчиком сроков отправки вагонов, владелец этого пути вправе взыскать с перевозчика причиненные этим убытки.
  2.   В случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, даже если такого пункта нет в договоре.
  3.   Владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
  4.   Заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно.
  5.   Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта, за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной могут быть снижены судом при доказанности соответствующих обстоятельств.
  6. С этими и другими разъяснениями Верховного суда, а также с полным текстом обзора судебной практики можно ознакомиться по ссылке.
  • Судебная практика, Суды и судьи
  • Верховный суд РФ

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции — Мнение эксперта от 15.02.2020

Если человек допустил нарушение во время перевозки груза, его можно привлечь к ответственности. Однако правило действует только в том случае, если разбирательство было начато в течение срока, который предусмотрен действующим законодательством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • +7 (499) 110-56-12 (Москва)
  • +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
  • 8 (800) 222-69-48 (Регионы)

  Если в наследство не вступали, но долги умершего требуют

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Превышение периода приведет к отказу в возбуждении дела. По этой причине важно заранее выяснить правила установления срока исковой давности по договору перевозки в 2020 году.

Сроки давности

Следует помнить, что в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, общий срок давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, составляет 1 год. При этом не забываем, что на такие требования как возмещение вреда жизни и здоровью пассажира ограничения по срокам давности отсутствуют.

Но следует помнить, что ничего не бывает бессрочного. Когда у гражданина возникло право на возмещение причиненного вреда, ему не следует откладывать в долгий ящик обращение в суд.

По истечении трёхгодичного промежутка времени с момента возникновения такого права, суд, по общему правилу, удовлетворяет заявленные требования не более чем за три предшествующих года с момента обращения. Исключения из него установлены Гражданским Кодексом.

Если у экспедитора, который являлся одновременно и грузоотправителем, появятся претензии к фактическому перевозчику сданного груза по поводу возмещения ущерба, то срок исковой давности в этом случае начинает свой отсчет с даты наступления события, по поводу которого заявляются требования.

Такими событиями могут быть, к примеру, недостача груза или багажа, его повреждение. В этом случае, исчисление срока начинается с даты выдачи груза. Это правило применяется и при просрочке доставки груза. А в случае утраты груза, исчисление производится со дня признания груза утраченным.

  1. Закон в таком же порядке исчисляет сроки исковой давности по требованиям экспедитора, который не был грузоотправителем, но отвечал за сохранность груза наряду с перевозчиком.
  2. Ведь в этом случае, после исполнения обязательства по возмещению ущерба перед клиентом-грузоотправителем к экспедитору переходят его права, в соответствии со статьей 313 Гражданского Кодекса РФ.
  3. Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.
  4. Что касается споров, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа, то соблюдение обязательного претензионного порядка в этом случае не требуется.
  5. Это же правило применяется, если спор возник из договора транспортной экспедиции в связи с защитой прав потребителей.
  6. К примеру, если гражданин заключил такой договор для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Главные аспекты

Инициатором начала разбирательства может стать сам пострадавший в результате действий недобросовестных перевозчиков щебня или иных грузов, а также государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

  Что делать, если не отдают расписку после возврата долга

Однако если срок исковой давности истек, наказание виновника происшествия не может быть назначено. Мероприятия, которые предусмотрены законом для определения вины перевозчика, также выполнить не получится.

  • Срок, в течение которого можно возбудить уголовное дело, начинает исчисляться с момента совершения преступления.
  • Так, если преступление, планировавшееся по время перевозки школьников или иных людей или грузов, совершено не было — его удалось предотвратить на стадии планирования, срок давности начинает исчисляться с момента осуществления запрещенного законом действия, способного стать причиной последующего общественно опасного деяния.
  • Если во время перевозки грузов или людей было допущено сразу несколько преступлений, совершенных в течение определенного промежутка, период для обращения в уполномоченные органы начнет исчисляться с момента последнего противоправного действия.

По закону из срока исковой давности исключается период, в течение которого обвиняемый препятствовал осуществлению необходимых действий для возложения на него ответственности. В категорию входят только манипуляции, выполненные умышленно.

Что это такое

Срок исковой давности по договору перевозки багажа (СИД) — это период, в течение которого лицо, уверенное, что его права были ущемлены, может обратиться суд для восстановления справедливости.

Определение зафиксировано в статье 195 ГК РФ. Сегодня существуют две разновидности сроков исковой давности — общие и специальные.

Общими называют периоды, которые устанавливаются для всех видов правоотношений, по которым не предусмотрен специальный срок.

Взаимодействие между сторонами осуществляется на основании договора перевозки груза — гражданско-правового соглашения, в соответствии с которым перевозчик берёт на себя обязательства доставить вверенное имущество в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу.

При этом отправитель обязан заплатить за перевозку груза сумму, установленную в документе. Обратиться в уполномоченный орган и требовать возмещения убытков можно и в случае, если перевозка осуществлялась бесплатно.

Стороны должны отразить в соглашении все особенности взаимодействия друг с другом. В документе может быть прописан и срок исковой давности по договору перевозки детей.

Однако период должен соответствовать требованиям действующего законодательства. Стороны не имеют права менять срок по своему усмотрению.

Какие условия могут повлиять на продолжительность

В стандартной ситуации срок исковой давности по договорам перевозки составляет 1 год. Однако на продолжительность периода оказывает влияние ряд условий.

Так, во внимание принимается, какое количество нарушений было допущено в процессе исполнения условий соглашения.

Осуществляя перевозку грузов, транспортировочная компания может не выполнить сразу несколько пунктов договора.

Срок исковой давности будет исчисляться с момента допущения последнего нарушения. Во внимание принимается и срок, когда гражданин узнал о совершенном преступлении.

Если лицо узнало о нарушении прав не сразу, период, предоставляемый для обращения в уполномоченный орган, начнет исчисляться с момента получения информации о противоправном деянии. Такое право закрепляет ГК РФ. Однако человеку предстоит доказать, что он не знал о произошедшем.

Правовая база

СИД устанавливается в соответствии с нормами действующего законодательства. Чтобы знать особенности процесса, рекомендуется изучить:

ФЗ №259 от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Он фиксирует период, в течение которого можно обратиться в суд, а также отображает причины, считающиеся нарушением договора перевозки
Статья 200 ГК РФ В нормативно-правовом акте отражены особенности начала течения срока, предоставляемого для обращения в суд
Статья 785 ГК РФ Определяет обязанности, которые возникают у сторон по договору перевозки груза
Статья 797 ГК РФ Отражает нюансы подачи иска по поводу перевозки груза. В частности нормативно-правовой акт предусматривает предварительный претензионный порядок перед обращением в суд

Сроки рассмотрения претензии

При поступлении перевозчику претензии срок её рассмотрения составляет 30 дней с даты её получения. В этот же срок входит направление письменного ответа на претензию.

  1. При нарушении установленного срока ответа на претензию для перевозчика наступают негативные последствия.
  2. Все возражения по поводу несоответствия претензии закону либо отсутствия подтверждающих документов лишают его права заявлять о несоблюдении претензионного порядка.
  3. Также важным будет отметить, что если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора, вытекающему из договора перевозки груза или транспортной экспедиции, то в силу статьи 202 Гражданского Кодекса РФ следует приостановление исковой давности на срок соблюдения этого порядка.
  4. В случае возникновения требований у перевозчика или экспедитора к лицу, с которым заключен договор перевозки или транспортной экспедиции, и если такой договор предусматривает претензионный порядок, то срок исковой давности по требованиям приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка.
  5. При возникновении конфликтных ситуаций по договорам перевозки арбитражный юрист в Екатеринбурге окажет правовое сопровождение спора.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *