ВС инициирует реформу судов общей юрисдикции — советы опытного юриста

ВС инициирует реформу судов общей юрисдикции - советы опытного юриста В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций. Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам. Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Верховный суд взялся за реформу процессуального законодательства

ВС инициирует реформу судов общей юрисдикции - советы опытного юристаВерховный суд РФ сделал новый важный шаг к установлению единообразия судебной практики и модернизации процессуального законодательства. Состоявшийся 3 октября Пленум ВС РФ постановил внести в Государственную думу целый пакет изменений в ГК, ГПК, АПК, КАС РФ и в федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (тексты законопроектов см. здесь, здесь и здесь).

В своем десятиминутном выступлении докладчик, зампредседателя ВС РФ, председатель коллегии по гражданским делам Василий Нечаев, несколько раз подчеркнул, что предлагаемые изменения необходимо принимать именно в комплексе, чтобы исключить полумеры и неизбежные при ином подходе перекосы. «И это вполне соответствует общемировым тенденциям», – отметил Нечаев.

Поправки, инициированные Верховным судом, в первую очередь направлены на сближение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов «посредством унификации и оптимизации процедур и правил, применяемых при разрешении споров и иных юридических дел». Они должны модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах.

Законопроектом, в частности, предусматривается развивать упрощенную форму судопроизводства. Так, цена исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, увеличивается до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах. Увеличение стоимостного порога по указанным делам позволит судам разрешать более 50% требований о взыскании денежных средств с граждан и организаций посредством применения упрощенных процедур (приказного и упрощенного производств), отмечают разработчики нормы.

Вместе с тем законопроект исключает из кодексов, а также из некоторых федеральных законов, термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Одновременно законопроектом предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, сами направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы.

Если же отсутствие компетенции данной подсистемы судов на рассмотрение дела выявлено на стадии принятия заявления, заявление возвращается лицу в связи с неподсудностью.

Также в ГПК РФ и в КАС РФ вводятся сходные по своему содержанию правовые нормы, согласно которым, если в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по делу суд установит, что оно подлежит рассмотрению в ином судебном порядке, он вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам надлежащего вида судопроизводства.

Одновременно в ГПК РФ и в АПК РФ вносятся корреспондирующие нормы, позволяющие разграничить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о корпоративных спорах.

Предлагаемые изменения фактически направлены на включение в процессуальный закон положений, которые в настоящее время уже сформулированы Пленумом ВС РФ в разъяснениях по применению раздела I части первой ГК РФ (пункт 30 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года № 25).

В пояснительной записке к проекту закона, помимо прочего, отмечается, что на изготовление мотивированного решения судья тратит до пяти рабочих дней, а расходы федерального бюджета на один день работы судьи составляют в судах общей юрисдикции 23 990 рублей, а в арбитражных судах – 25 210 рублей. Поэтому подготовка судебного решения в полном объеме в ряде случаев не оправданна ни с организационной, ни с экономической точек зрения.

Законопроектом предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. При этом выделяются определенные категории значимых дел, по которым составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным.

К таковым законопроект относит дела, связанные с защитой прав детей, о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о защите пенсионных прав, о банкротстве, по корпоративным спорам, дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, и некоторые другие.

Законопроект устанавливает правило, в соответствии с которым определение судьи кассационной инстанции суда общей юрисдикции об отказе в передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции также может не содержать мотивов его вынесения. С учетом особенностей кассационного обжалования в арбитражных судах аналогичные положения предлагается внести и в АПК РФ, распространив их на процедуру обжалования судебных приказов, а также судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства. Если же судьей Верховного суда по результатам изучения кассационной жалобы, представления выносится определение об отказе в их передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ, данное определение также может быть изготовлено без изложения мотивов его принятия.

В законопроекте также уточняется момент начала течения срока для подачи заявления о пересмотре судебного акта в связи с определением либо изменением практики применения правовой нормы.

В целях процессуальной экономии законопроект закрепляет в ГПК РФ и АПК РФ положения о том, что исполнительный лист, кроме исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета, выдается только по ходатайству взыскателя.

Поправками, помимо прочего, предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (о внесении в Госдуму депутатского законопроекта на эту тему читайте на Legal.Report здесь). Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ.

Читайте также:  Взяточничество и смежные составы преступлений - советы опытного юриста

Кроме того, законопроект устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

Поверенный будет вправе давать объяснения суду в устной или письменной форме, получать адресованные лицу, участвующему в деле, судебные извещения и вызовы, копии судебных актов. Поверенный допускается к участию в судебном заседании только вместе с представителем лица, участвующего в деле.

Поверенными могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством. Полномочия поверенного должны подтверждаться доверенностью.

Предлагаемые поправки потребовали пересмотра конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в части замены в процессуальных кодексах термина «подведомственность» на «подсудность» или «компетенция» в зависимости от контекстного содержания предлагаемых к изменению норм.

После объединения ВС РФ и ВАС РФ термин «подведомственность» утратил свою актуальность как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Кроме того, возникла необходимость разработки проекта закона «О внесении изменений в части первую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому из процессуального законодательства исключается термин «подведомственность» как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Так, корректируется положение в части четвертой Гражданского кодекса РФ, касающееся компетенции арбитражного суда: словосочетание «подведомствен арбитражному суду» заменяется словами «подлежит рассмотрению в арбитражном суде».

Верховный суд предложил реформу судов общей юрисдикции — новости Право.ру

Пленум Верховного суда предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по экстерриториальному принципу в федеральных округах.

Сейчас такие жалобы рассматриваются в стенах одного и того же суда, что не может не влиять на беспристрастность решений.

Об основных чертах реформы, которую предлагает ВС, рассказали на Пленуме и после него.

Сегодня, 13 июля 2017 года, Пленум Верховного суда принял постановление, которое станет началом масштабной реформы судов общей юрисдикции. ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе.

Сейчас рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке происходит в рамках одного субъекта и одного и того же суда (районного, областного, республиканского и т. д.). То же самое касается и промежуточных решений, что сказывается на беспристрастности правосудия, посетовал замгенпрокурора Леонид Коржинек.

Такое объединение полномочий внутри одного суда недопустимо, согласился секретарь Пленума, судья ВС Виктор Момотов.

Решить проблему Верховный суд предлагает с помощью 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью, которая действует уже много лет и хорошо себя зарекомендовала.

Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Они необязательно будут расположены в центрах федеральных округов – исходить будут скорее из судебной нагрузки и доступности правосудия.

Последняя проблема беспокоит замгенпрокурора Коржинека. Участники дел могут столкнуться с транспортными сложностями, если захотят поучаствовать в заседании лично, предупредил он. Сделать правосудие доступнее могут постоянные судебные присутствия, считает замгенпрокурора.

Впрочем, Председатель ВС Вячеслав Лебедев призвал не забывать о возможностях видео-конференц-связи.

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию.

Президиумы областных, районных и т. п. судов окажутся здесь полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов.

Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

Кадры и унификация практики

«Сегодня большой день, – воодушевленно заявил Момотов журналистам после окончания заседания. – Начало большой реформы, и важно, что ее предложил именно Верховный суд». Судя по тексту постановления, поправки в законы вступят в силу через год, 1 июля 2018 года, но сроки могут отодвинуться, пояснил судья ВС.

Он призвал относиться к предложениям как к концепции, которая может поменяться после того, как проект внесут в Госдуму. Предстоит еще много работы: например, согласовать и утвердить бюджет расходов.

Их еще уточнят в зависимости от многих нюансов, в том числе процессуального порядка рассмотрения, например, того, сколько судей будут изучать кассационную жалобу – один или трое, сообщил Момотов.

По его словам, в создаваемые суды в основном пойдут те, кто уже трудится в судах субъектов, потому что важен опыт, хотя, «конечно, придут и новые люди».

По подсчетам Верховного суда, в апелляционных судах будет работать 181 судей и 362 работника аппарата, а в кассационных – 723 и 1236 соответственно.

Те судьи, кто захочет остаться в районном суде, там и продолжат трудиться, а тот, кто желает перейти, – должен будет пройти через горнило переназначения, рассказал Момотов.

Кроме того, он поделился, что часть задач по пересмотру судебных решений новым судам «достанется» от Верховного суда, который сосредоточится на своей главной цели – формировании судебной практики. «Давать обязательные толкования должен только он», – заявил Момотов. Кроме того, планируется переходить в новых судах на автоматическую систему распределения дел.

Судья ВС прокомментировал также другие идеи по изменению правил судопроизводства. По его убеждению, необходимо «плавно переходить» к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации, поскольку это требует больше знаний и навыков, чем участие в рассмотрении спора по существу (это уже реализовано в Кодексе административного судопроизводства).

Еще Момотову нравится идея постепенно повышать госпошлину за подачу апелляционной и кассационной жалоб (сейчас она фиксированная и составляет 150 руб. для физлиц и 3000 руб. для компаний). Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров.

Для обычных граждан сумма должна оставаться подъемной, и к тому же суд сможет снизить пошлину исходя из обстоятельств, пояснил Момотов. 

  • Суды и судьи, Гражданский процесс
  • Верховный суд РФ, Пленум ВС
  • ГПК РФ

Юристы о предложениях ЦСР по судебной реформе

Как ранее сообщала «АГ», Центр стратегических разработок представил доклад «Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменению нормативных актов в целях их реализации».

В документе приведен комплекс мер по повышению качества кадрового состава судебной системы, укреплению независимости судей и рационализации судебного процесса.

Предложения  подразделяются на 3 блока: повышение качества судейских кадров; снятие организационных ограничений, укрепление независимости судей и автономии судебной системы; снижение нагрузки и рационализация судебного процесса. Подробнее читайте в предыдущем материале «АГ».

Один из авторов документа, к.ю.н., советник АБ «Бартолиус» Анна Смола сообщила «АГ», что доклад исходит из того, что все направления предлагаемого реформирования взаимосвязаны, призваны восприниматься в совокупности, а судопроизводство не застраховано от «эффекта бабочки», то есть от неожиданных последствий корректировок отдельных правовых норм.

По этой же причине, пояснила Анна Смола, так называемая оптимизация процесса, которая часто видится возможной за счет сокращения определенных судебных процедур, не является центральной составляющей улучшения работы судов, обязательная аудиозапись не решит проблем объективного формирования состава суда, а меры, касающиеся дисциплинарной ответственности, следует воспринимать как сопряженные с кадровым обновлением судейского корпуса – не формального, но соотнесенного с той системой отбора и назначения, который отражен в предложениях, содержащихся в докладе.

Взаимосвязь с законодательными инициативами ВС РФ

Реформа судебной системы от ВСАдвокаты о полномочиях, порядке образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, предлагаемых законопроектом Верховного Суда

Как отметила эксперт, в докладе содержится много довольно точечных предложений, которые, на первый взгляд, незначительны, но в совокупности могут дать позитивный эффект, причем в качестве адресатов этих предложений нередко фигурируют не все суды судебной системы универсально, а именно суды общей юрисдикции, отдельные предложения касаются лишь сферы уголовного судопроизводства.

Она также обратила внимание, что в докладе никак не оговорено соотношение содержащихся в нем предложений с теми, которые вошли в законопроекты Верховного Суда РФ. По ее словам, это обусловлено тем, что подготовка доклада ЦСР и подготовка законопроектов ВС РФ о реформе судебной системы и унификации процессуального законодательства между собой не связаны.

Читайте также:  Совфед одобрил закон об отмене обязательного претензионного порядка - советы опытного юриста

В частности, Анна Смола отметила, что довольно активно обсуждаемая в числе предложений Верховного Суда РФ идея об отказе от обязательности мотивирования судебных актов и упоминание этого вопроса в докладе создают впечатление, что речь идет об одном и том же, но это не так. «В докладе это предложение не является перво- и даже второстепенным – содержание подавляющего большинства предложений в другом, а эта мера не обозначается в качестве требуемого общего правила – напротив, говорится о необходимости исследования критериев для выделения тех категорий дел, для которых мотивировку можно было бы считать необязательной», – подчеркнула она и отметила, что ВС идет по пути максимального расширения этого подхода.

Как подчеркнула советник АБ «Бартолиус», основное содержание предлагаемых мер составляют не изменения процессуального законодательства, а вопросы обеспечения на практике независимости судей посредством уменьшения административной роли председателей судов с акцентом на обязательность автоматического распределения дел и исключение риска неадекватного использования института дисциплинарной ответственности в отношении судей, пересмотр порядка назначения судей и обеспечение качества их дополнительной профессиональной подготовки. По ее словам, совершенствование функционирования этих институтов должно опираться не только на сугубо юриспруденцию, но и на то, что принято называть социологией права и по сути является исследованием правовых норм в действии.

Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного СудаО законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС

«Во многих зарубежных правопорядках такого рода исследования являются необходимым элементом юридического анализа, тем более немыслимо без них совершенствование законодательства.

Но в отечественной практике этим аспектам часто ошибочно не уделяется внимания, в то время как более-менее достоверное прогнозирование последствий любых изменений невозможно без эмпирических исследований того, что есть на данный момент», – пояснила Анна Смола.

Центр подготовки судей

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Сергей Колосовский отметил, что предлагаемые меры по улучшению качества судейских кадров, процедуры отбора и назначения судей в целом выглядят разумными. Однако некоторые из них нуждаются в корректировке.

Так, предложение о создании единого федерального центра подготовки судей выглядит рационально, однако, по мнению эксперта, совершенно непонятно, для чего предлагается такой длительный – годичный – курс обучения на базе высшего юридического образования, с учетом сохранения требований об обязательном 5-летнем юридическом образовании для претендента на должность судьи.

Адвокат МОКА «Сазонов и партнеры» Екатерина Козакевич, также поддержав предложение о создании центра, отметила, что он должен иметь 2-3 филиала в субъектах РФ.

Также она считает, что кандидаты на обучение должны отбираться по строгим критериям и в процессе обучения проходить практику в судах общей юрисдикции не менее 3 месяцев, после чего сдавать экзамен специальной комиссии, состоящей не только из преподавателей центра обучения и подготовки судей, но и приглашенных докторов права, утверждаемой квалификационной коллегией судей. По мнению эксперта, это повысит как уровень доверия к судебной системе, так и качество принимаемых ими решений.

Выборность и полномочия председателей судов

Относительно предложения ввести процедуру выборов председателя районного суда, ограничить объем его полномочий и срок пребывания в должности Сергей Колосовский считает, что поскольку речь идет о выборности председателей первого звена, то это вообще не имеет никакого значения. «Как правило, председатель районного суда лишь транслирует судьям позицию суда областного, и в этом качестве сменяемый председатель принципиально не отличается от бессменного», – пояснил эксперт.

По мнению Екатерины Козакевич, председатели судов в настоящее время наделены большим объемом полномочий, не имеющих отношения к их профессиональной деятельности, которые мешают им заниматься самым важным делом – отправлением правосудия.

Излишек этих полномочий также негативно отражается на работе судей, которые находятся в прямом подчинении у председателя суда.

В связи с этим эксперт считает необходимым ограничить эти полномочия исключительно рамками профессиональной деятельности.

Снижение роли председателей в назначении судей на должность и продлении срока полномочий судей и смещение акцентов в сторону квалификационных комиссий Сергей Колосовский оценил как важные, но недостаточно проработанные предложения. Он пояснил, что квалификационные комиссии состоят из тех же судей, и, по сути, их менталитет ничем не отличается от менталитета руководителя суда. Поэтому, считает эксперт, смещение акцента в пользу квалификационной комиссии даст положительный эффект только в том случае, если в их состав в достаточном количестве будут введены «несудейские» представители – в первую очередь адвокатура, с точки зрения равноправия сторон – прокуратура, и общественность.

Неоглашение мотивировок

Предложение ввести возможность для судьи оглашать в заседании только вводную и резолютивную части решения по всем статьям УК РФ, разъяснив сторонам порядок и сроки ознакомления с полным текстом решения, Сергей Колосовский назвал опасным.

По его словам, хотя авторы доклада оговариваются, что такой порядок может коснуться только тех уголовных дел, при рассмотрении которых объем обвинения и его уголовно-правовая квали­фикация не менялись, в том числе и дел, рассматриваемых в порядке гл.

40 или гл. 40.1 УПК РФ, на самом деле возражений не вызывает только последнее – относительно необязательности мотивировать решения, вынесенные в порядке гл. 40 и 40.1 УПК.

Принятие предложения в полном объеме, по мнению эксперта, приведет к немыслимому произволу.

  • Екатерина Козакевич, напротив, сочла данную инициативу рациональной при условии внесения изменений в законодательство о провозглашении приговора при наличии его в готовом виде и предоставлении его сторонам после оглашения.
  • Привлечение судей к ответственности
  • По мнению Екатерины Козакевич, необходимо четко конкретизировать основания привлечения к дисциплинарной ответственности судей и ее меры, вплоть до досрочного прекращения полномочий и других дисциплинарных взысканий, причем эти основания не должны быть двоякого толкования.

Екатерина Козакевич отметила, что для снижения нагрузки на суды, в том числе использования органами следствия процессуальной возможности прекращать уголовные дела на стадии расследования без негативного влияния на статистические показатели, внесения поправок в статистическую оценку деятельности органов предварительного следствия недостаточно. По ее мнению, более эффективным способом было бы внести поправки в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающие следователя или дознавателя вынести постановление о прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого при наличии оснований, предусмотренных ст. 25 и ч. 1 ст. 28 УПК РФ (в связи с примирением сторон и в связи с деятельным раскаянием по преступлениям небольшой и средней тяжести при наличии добровольного согласия сторон по уголовному делу). При наличии положительной практики данные изменения можно распространить и на ст. 28.1 УПК РФ.

Изменение системы судов общей юрисдикции

Относительно создания 5 апелляционных и 9 кассационных судов в системе судов общей юрисдикции, которые могут появиться в России после 1 июля 2018 г., как полагает Екатерина Козакевич, торопиться не следует, а необходимо сначала создать во всех судах РФ систему аудиофиксации судебных процессов и систему видео-конференц-связи.

По мнению Сергея Колосовского, в целом реализация изложенных предложений приведет к некоторой оптимизации судебной системы, однако не устранит основных причин недоверия к ней со стороны граждан. Устранение этих причин возможно лишь при создании системы эффективного общественного контроля за формированием судебных органов.

В россии появились новые суды

Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.

Локации 

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске.

Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

        

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. 

Читайте также:  Имеет ли право гражданский муж на материнский капитал? - советы опытного юриста

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу.

Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников.

Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность. 

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля. 

Компетенции 

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. 

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. 

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами. 

ЦИФРА 453 судьи переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

«Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом. 

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода.

В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

 

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

«Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах», – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

На самом деле он запретил другое, но рэп-батлы интереснее, конечно

  1. Допустим, вы когда-то проиграли в суде. Проиграли и проиграли.
  2. Позже ВС вынес определение, которое играет вам на руку: в условиях, похожих на ваши, вы бы должны были выиграть.

  3. Конституционный суд говорит: вы не сможете пересмотреть проигранное дело. Новое решение ВС вас не касается. И наоборот это тоже не работает.

Это касается тех определений, которые судебная коллегия Верховного суда вынесла по другим делам.

Решение настолько важное, что из-за него даже будут менять закон. Оно касается всех: кто давно закончил судиться или вообще пока не собирался. И особенно тех, у кого государство пытается отобрать деньги, которые раньше выплатило по решению суда, — теперь не сможет.

В Конституционный суд обратились семь человек. Когда-то они подали в суд, выиграли и получили законные компенсации. Решения по их делам вступили в силу. Прошло несколько месяцев, и тут суды отменяют эти решения и выносят новые — в пользу ответчиков.

В итоге истцы, которые выиграли, оказались проигравшими. Мало того: некоторые из них оказались должниками. От них потребовали вернуть те суммы, которые раньше законно выплатили по решению суда.

Получается, сначала женщине присудили компенсацию от фонда социального страхования за задержку пособия, а потом потребовали ее вернуть. А другой женщине выделили путевку в санаторий, но через год изменили решение и сказали, что не положено. Не помогло даже вмешательство прокурора.

Они ссылались на п. 5 ч. 4 ст. 392 гражданско-процессуального кодекса. Там указано, что если Верховный суд меняет свою позицию, то это повод пересматривать старые дела. По крайней мере, так эту статью поняли нижестоящие суды.

Но они ошиблись. Пришлось вмешаться Конституционному суду, который объяснил, когда на самом деле можно пересматривать старые дела, а когда этого делать нельзя.

Конституционный суд рассуждал об этом на 30 страницах, ссылался на международную практику, выслушал представителей Минюста и генпрокуратуры (вот работа у людей!). В итоге он запретил изменять решения и постановил изменить закон.

Вот что из всего этого вам нужно знать.

  1. Решения судов, которые уже вступили в силу, можно пересматривать, если появляются новые обстоятельства. Но только для исправления серьезных ошибок.
  2. Список этих обстоятельств закрытый, суды не могут дополнять и изменять его на свое усмотрение.
  3. Определение судебной коллегии Верховного суда по другому делу — это не повод пересматривать уже вступившие в силу решения.
  4. Практику применения какого-то закона официально может изменить только Пленум или Президиум Верховного суда. А судебная коллегия не может.
  5. Даже если наверху решили по-другому применять какую-то статью какого-то кодекса, из-за этого нельзя ухудшать положение слабой стороны. Например, когда участник иска государство, а решение выносят в пользу гражданина. Отменить такое решение и ухудшить положение человека нельзя, даже если изменилась позиция Верховного суда.
  6. Хотя статья о пересмотре старых решений в целом не противоречит Конституции, она недостаточно понятная и конкретная. Нужно ее уточнить — то есть внести изменения в федеральное законодательство.

Обычно никто не собирается судиться, но приходится. В этой истории люди тоже не собирались, но кто-то не смог получить компенсацию, кому-то не выплатили пособие и не выдали путевку. Чтобы получить свое, пришлось идти в суд.

Об этих разъяснениях нужно знать всем.

Тем, кто когда-то выиграл суд. Чтобы не бояться пересмотра не в свою пользу, если вдруг по похожему делу вынесут другое решение.

Тем, кто когда-то проиграл суд. Чтобы не тратить время на иски, если в обзоре судебной практики вдруг встретится противоположный вывод Верховного суда.

Тем, кто вообще не собирается судиться. Чтобы понимать, как устроена система. С судом можно столкнуться в любое время: при покупке квартиры, ведении бизнеса, получении пособий, начислении пенсии или увольнении с работы. В конце концов, в суд могут подать на вас.

В рубрике «Изумительные истории» мы часто рассказываем про резонансные решения Верховного суда. Они влияют на решения по конкретным делам и позицию местных судов в будущем. Местные суды изучают эти определения и обзоры и могут принимать их во внимание. Но могут и не принимать.

В России нет прецедентного права. Даже если судебная коллегия считает вот так, это не значит, что так считает весь Верховный суд.

Но это и не значит, что позиция судебной коллегии Верховного суда вообще никак не влияет на исход дел. На самом деле влияет. Если знать об этой позиции и заручиться поддержкой опытного юриста, будет проще добиться справедливости.

Судебная коллегия в своих решениях часто ссылается на постановления Пленума. А вот Пленум как раз выражает общую позицию Верховного суда. И там бывает много интересного и важного, чего нельзя понять из законов.

И если бы не определения, то откуда бы обычный человек узнал, что в аквапарк можно приходить со своей едой, за неправильное лечение ребенка — получить 200 тысяч рублей компенсации, а за гарантийным ремонтом — обращаться даже при покупке товара с рук.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *