Президент подписал поправки о госзащите участников уголовного судопроизводства — советы опытного юриста

24 мая 2019 г. 16:18

Профильный комитет Госдумы поддержал президентские поправки о судебно-экспертной деятельности СК РФ

Как сообщает «АГ», 23 мая Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции на заседании рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении президентские поправки в Федеральные законы «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «О Следственном комитете Российской Федерации». Ранее Федеральная палата адвокатов РФ отмечала, что проект умаляет гарантии объективности экспертного исследования, в связи с чем единственно правильным представляется выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование.

Как ранее писала «АГ», Владимир Путин внес законопроект на рассмотрение депутатов в марте 2019 г. Согласно документу на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и обеспечение их законности.

Проект уточняет виды судебных экспертиз, производство и организация которых будут входить в полномочия Следственного комитета: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов. Поправки в Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.

Как сообщает пресс-служба профильного комитета Госдумы, его председатель Василий Пискарев считает, что принятие поправок «ставит своей целью существенное сокращение сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, поскольку зачастую их долгие сроки как раз и связаны с большими сроками производства экспертиз в иных учреждениях». «Инициатива главы государства будет способствовать соблюдению прав всех участников уголовного судопроизводства», – отметил он, добавив, что на сегодняшний день правом на проведение подобных экспертиз уже обладают органы МВД, ФСБ и другие правоохранительные структуры.

В апреле Федеральная палата адвокатов РФ выступила против принятия законопроекта, указав в своей правовой позиции, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности».

По мнению ФПА РФ, предлагаемые поправки повышают риск ситуаций, когда эксперт де-юре будет зависим от руководителя подразделения СК, а де-факто – от следователя, назначающего экспертизу. «В этих случаях от его независимости ничего не остается», – отмечается в документе.

При этом в правовой позиции обращается внимание на ошибочность мнения о том, что Конституционный Суд РФ признал конституционность толкования норм УПК и Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности, допускающего отсутствие зависимости у ведомственного эксперта, проводящего экспертизу по требованию этого ведомства. Подчеркивается, что согласно Определению КС РФ от 23 октября 2014 г. № 2371-О наличие либо отсутствие зависимости лица, привлеченного в качестве эксперта по уголовному делу, от сторон или их представителей устанавливается органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело, на основе его фактических обстоятельств. «Для стороны защиты гарантии независимости эксперта являются критически важными, поскольку возможности защиты по оспариванию заключения эксперта сильно ограничены», – указано в отзыве ФПА РФ.

Единственно правильным вектором развития судебно-экспертной деятельности, по мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, является полное выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование».

В своем комментарии президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ранее отмечал, что такое полномочие совершенно излишне для Следственного комитета.

«У российской адвокатуры, и так ощущающей дефицит состязательности в судебном процессе, это вызывает большую и обоснованную настороженность», – подчеркнул он.

Позднее глава СК РФ Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» дал развернутый комментарий относительно правовой позиции ФПА РФ.

По вопросу непредвзятости эксперта, находящегося внутри следственной системы, он указал, что независимость и объективность гарантируются положениями действующего законодательства, предусматривающими уголовную ответственность за дачу экспертом заведомо ложного заключения и противоправное вмешательство в его деятельность.

Александр Бастрыкин также напомнил об обязанности эксперта заявить самоотвод при наличии на него воздействия либо обстоятельств, указывающих, что сам он прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела.

Кроме того, глава СК отметил, что право ходатайствовать о постановке вопросов эксперту и заявлять отвод имеют заинтересованные стороны. По его словам, в экспертном заключении подробно излагаются все объекты исследования, примененные методики, ход и результаты исследования.

При необходимости весь процесс исследования можно воспроизвести и проверить в полном объеме. «Таким образом, заключение эксперта помогает установить объективную истину в каждом конкретном случае. Наличие такой независимой позиции позволит вынести аргументированное правовое решение при рассмотрении дела в суде.

Все это в конечном итоге будет гарантировать справедливость правосудия», – считает Александр Бастрыкин.

Тем самым председатель Следственного комитета РФ подчеркнул, что российское законодательство в полной мере обеспечивает принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Мнения экспертов «АГ» по оценке законопроекта при его внесении в Госдуму разделились. Так, директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин отмечал, что проект является основанием для официального признания СК как субъекта судебно-экспертной деятельности.

«Уже на первом этапе планируется закрыть потребность данного ведомства в судебных экспертизах по криминалистическим и другим востребованным видам экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ», – пояснял он.

По мнению эксперта, это поможет сократить сроки расследования тяжких и особо тяжких преступлений «при условии объективности и научной обоснованности экспертиз, а также соответствующего надзора».

В то же время адвокат Тольяттинской коллегии адвокатов № 100 «Правовой Центр» Алексей Моторин полагает, что предлагаемые новеллы призваны «закамуфлировать» изменения Закона о СК РФ, фактически направленные на расширение его полномочий за счет создания в данной правоохранительной структуре экспертно-криминалистических подразделений.

По его мнению, принятие поправок создаст систему фактического контроля за назначением и производством судебных экспертиз по уголовно-правовым составам, расследование которых находится в ведении СК РФ, что неизбежно нарушит основополагающий принцип «независимости» судебного эксперта, в том числе от органа или лица, назначившего экспертизу.

Читайте также:  Ссоры, секреты, нотариусы: пять интересных споров о наследстве - советы опытного юриста

Адвокат подчеркивал, что в настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений нуждается в широком реформировании, результатом которого должно явиться их максимальное дистанционирование от судебно-следственных органов, – например, путем создания некой самостоятельной судебно-экспертной службы либо объединения экспертных подразделений различных ведомств на базе Минюста. «Принятие же данных поправок лишь отдалит такое необходимое реформирование и, возможно, приведет к увеличению числа уголовных дел, основанных на необъективных заключениях эксперта», – резюмировал он.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

Применение мер государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства

Участие гражданина в уголовном судопроизводстве не должноснижать его безопасность. Обеспечение безопасности лиц, которые оказывают содействиеуголовному правосудию, является гарантией самого правосудия, гарантией не менееважной, чем право обвиняемого на защиту.

Однако ещё существует проблема противоправного воздействия преступниковна потерпевших, свидетелей, их близких и родных, а также иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

Когда на гражданина государством возлагаются уголовно — процессуальныеобязанности, выполнение которых сопряжено с угрозой противоправноговоздействия, государство обеспечивает безопасность гражданина.

Федеральным законом от 20. 08. 2004г. №119 — ФЗ «Огосударственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающиемеры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающиегосударственную защиту, и порядок применения мер.

Вопросы осуществления государственной защиты затрагиваютсферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализацияФедерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации ихусилий по решению проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В Российской Федерации законодательная основа дляобразования системы государственной защиты указанных лиц сформирована. Основополагающимиявляются изложенные в части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерацииправовые предписания, гарантирующие государственную защиту прав и свободчеловека и гражданина.

  • В настоящее время действует Государственная программа «Обеспечениебезопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовногосудопроизводства на 2009 — 2013 годы», которая утверждена постановлениемПравительства Российской Федераций от 02 октября 2009 года №792.
  • В соответствии с уголовно — процессуальным законодательствомна государственную защиту в уголовном процессе могут претендовать толькоучастники уголовного судопроизводства, которые указаны в части 3 статьи 11 УПКРФ: потерпевший, свидетель и иные участники уголовного судопроизводства, атакже их близкие родственники, родственники или близкие лица.
  • На основании Федерального закона от 20 августа 2004 года№119 — ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть применены идо возбуждения уголовного дела в отношении: заявителей,
  • очевидцев или жертвы преступления, либо иных лиц, неявляющихся участниками процесса, но способствующих предупреждению или раскрытиюпреступления.

Средствами государственной защиты лиц, содействующихуголовному судопроизводству, являются процессуальные и другие мерыбезопасности, которые предусмотрены в УПК РФ, а также статье 6 Федеральногозакона от 20. 08. 2004г. №П9 — Ф3.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15. 03.

2010№ 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключениис подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве поуголовным делам» установлена обязанность прокуроров в целях надлежащегоприменения мер безопасности в отношении подозреваемых (обвиняемых), заключившихдосудебное соглашение о сотрудничестве, их близких родственников и других лицобеспечить неукоснительное исполнение требований ч. З ст. 11 УПК РФ, Федерального закона от 20. 08. 2004 №119 — ФЗ «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», других федеральныхзаконов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующихпорядок применения таких мер в отношении участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со статьей Федерального закона от 20. 08.

2004№ 119 — ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколькоили одна из следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища иимущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещенияоб опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасноеместо, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в томчисле его перевод из одного места содержания под стражей или отбываниянаказания в другое.

Приведённый комплекс мер является основным средством правоохранительныхорганов против каких бы то ни было форм противодействия на различных стадияхуголовного процесса в части оказания воздействия на свидетелей, потерпевших ииных лиц, содействующих расследованию.

Госзащита для силовиков, новые требования для НКО и свое «обнуление»: какие законы подписал Путин

5 апреля президент России Владимир Путин подписал сразу несколько законов — о реальных сроках за оскорбления ветеранов, просветительской деятельности, госзащите для силовиков и обнулении своих сроков. Выделили самые важные из них.

Об ужесточении наказания за реабилитацию нацизма и оскорбление ветеранов

За публичное оскорбление ветеранов, распространение ложной информации о роли СССР во Второй мировой или осквернение символов воинской славы теперь могут дать до пяти лет колонии или выписать штраф на сумму до 5 млн рублей. Раньше по этой статье максимальный штраф составлял 500 тыс. рублей, а уголовного наказания не предусматривалось.

О двух сроках для президента

Закон запрещает избираться президентом России на более чем два срока вообще (раньше говорилось о двух сроках подряд). Правила не будут учитывать время, проведенное людьми в президентском кресле до вступления в силу закона. Таким образом, сроки обнулятся у Владимира Путина, а вместе с ним и у Дмитрия Медведева.

О регулировании просветительской деятельности

Заниматься просветительской деятельностью теперь смогут только власти и одобренные ими организации. Распространение недостоверных сведений будет запрещено законом. Авторы закона объясняли его необходимость борьбой с «пропагандой антироссийских сил». Против поправок выступило множество ученых и популяризаторов науки.

Об ужесточении порядка возбуждения дел о наркосбыте

Теперь, если человек находится в состоянии наркотического опьянения, это не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о производстве или сбыте наркотиков. Такие дела не будут заводить и если наркотические средства нашли в организме. Единственное основание — доказательства передачи или производства веществ.

Об ужесточении требований к НКО-иноагентам

Список иностранных источников, финансирование которых влечет признание НКО иностранным агентом, расширили. А еще ввели дополнительные основания для внеплановой проверки НКО-иноагентов. Такие организации теперь обязаны также представлять Минюсту программы своих мероприятий до их начала и ежегодный отчет об их исполнении.

Читайте также:  Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности - советы опытного юриста

О госзащите силовиков

Получить госзащиту теперь смогут росгвардейцы, участники спецопераций, госслужащие внешней разведки и военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом.

Раньше такая возможность была только у судей, прокуроров, сотрудников ФСБ, СК, ФСИН и таможни, а также некоторых других ведомств.

Госзащита, в частности, предполагает запрет на распространение информации об имуществе подзащитных и их близких.

О налоговом вычете за фитнес

На занятия спортом можно будет получить налоговый вычет. Вернуть получится 13% от расходов в спортивных организациях и ИП на сумму до 120 тыс. рублей в год. То есть максимальный размер вычета составит 15,6 тыс. рублей.

О «гаражной амнистии»

Россияне смогут получить право на земельные участки, на которых расположены их гаражи и которые сейчас находятся в государственной или муниципальной собственности. Такая возможность появится у пользователей гаражей, возведенных до конца 2004 года, их наследников или лиц, купивших гараж. Оформить собственность можно будет до 1 сентября 2026 года.

Бизнесменам разрешили не признаваться

Владимир Путин своим указом утвердил изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) России, которые окажут самое серьезное влияние на расследование уголовных дел, касающихся в первую очередь предпринимателей.

Теперь особый порядок проведения процесса, в результате которого признавшему вину подсудимому обеспечено резкое смягчение наказания, будет применяться только к умышленным преступлениям небольшой и средней тяжести. Между тем наиболее часто встречающиеся в уголовных делах бизнесменов статьи об особо крупных мошенничестве и растрате под эту категорию не подпадают.

В адвокатской среде изменения встретили с энтузиазмом: юристы говорят, что отныне следователям придется действительно доказывать вину фигурантов, а не уговаривать их признаться в надежде на небольшой срок.

Президент РФ подписал закон о внесении поправок в УПК, который был принят Госдумой 7 июля этого года. Наиболее значимыми являются изменения, касающиеся ст. 314 кодекса, предусматривающей особый порядок уголовного судопроизводства.

Он применяется, напомним, в тех случаях, когда фигуранты уголовного дела «при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего» заявляют о признании собственной вины и просят провести процесс без судебного разбирательства. Иными словами, суд не изучает доказательства сторон и не допрашивает свидетелей.

При этом подсудимый не обязан свидетельствовать против кого-либо, и у него есть серьезное преимущество: ему не может быть вынесено наказание, превышающее две трети от максимально возможного, которое предусмотрено вменяемыми обвиняемому статьями УК РФ.

До сих пор в соответствии с УПК особый порядок был возможен в тех случаях, когда речь шла о преступлениях, наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы. Отметим, что под эту категорию попадают и дела об особо крупных мошенничествах и особо крупных растратах (ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 4 ст. 160 УК РФ), по которым и проходит львиная доля предпринимателей.

Нужно отметить, что особый порядок уголовного судопроизводства сразу после его введения получил самое широкое применение.

По статистике, количество дел, рассмотренных таких образом, последние годы стабильно превышало 60% от общего числа, подпадающего под требования ст. 314 УПК. Однако такая практика вызывала серьезную критику.

Правозащитники и адвокаты утверждали, что она способствует обвинительному уклону судопроизводства, решения судей о наказании без исследования доказательств нередко скрывают ошибки следствия, а обвиняемого правоохранители вводят в заблуждение, склоняя его к признанию вины ради мягкого наказания.

Многочисленные исследования, на которые ссылались юристы, показывали, что на самом деле гарантируемые законом смягчения наказания в реальности не работают, так как судьи по большей части и так не склонны давать максимальные сроки.

В итоге весной 2019 года Верховный суд РФ внес в Госдуму законопроект о запрете особого порядка проведения процессов при рассмотрении тяжких преступлений.

Теперь, согласно УПК РФ, особый порядок возможен только при рассмотрении дел об умышленных преступлениях небольшой и средней тяжести, наказание по которым не превышает пяти лет лишения свободы.

Как говорится в сопроводительной записке к закону, нововведение вызвано тем, что тяжкие преступления, «как правило, являются особо сложными и требуют высокой степени процессуальных гарантий, которые могут быть обеспечены при рассмотрении дела в общем порядке в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании».

Изменения в УПК вызвали положительную реакцию в адвокатском сообществе. «Это полезный для интересов справедливого правосудия закон, позволяющий распространить состязательную процедуру рассмотрения дел на тяжкие преступления,— сказал “Ъ” советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвер Гаспарян.

— В последние годы засилье особого порядка стало приводить к деквалификации судей, прокуроров и адвокатов. Подавляющее большинство дел рассматривалось судами за считаные минуты без проверки действительных обстоятельств дела только на основании признаний подсудимого. При этом преференции последний получал незначительные.

Никто не считал, сколько нарушений прав и ошибок таилось под этими признаниями. Ограничение особого порядка — это безусловный шаг к оздоровлению судопроизводства». «Стандарты доказывания по уголовным делам должны будут возрасти,— считает адвокат коллегии «Фрейтак и сыновья» Вадим Багатурия.

— Сегодня особый порядок расхолаживает как судей, так и следователей, которым гораздо проще уговорить подозреваемого пойти на особый порядок, нежели кропотливо собирать и оценивать улики. Тем более недопустим был такой порядок по статьям, которые стандартно инкриминируют предпринимателям.

Что касается обвиняемых, то у них остается возможность скостить срок, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве с прокурором».

Александр Игорев, Сергей Сергеев

Программа защиты свидетелей в России. Справка

МОСКВА, 22 сен — РАПСИ. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в субботу правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности. Ниже приводится справочная информация о программе защиты свидетелей в России.

В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании и рассмотрении уголовных дел по особо тяжким преступлениям.

Читайте также:  Понятие гражданского правоотношения и его состав - советы опытного юриста

Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения показаний или отказа от них.

Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников или не веря в эффективность государственной защиты.

Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на конституции страны и состоит из федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также международных договоров.

Закон о защите

Закон о госзащите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства был принят 20 августа 2004 года.

В соответствии с его действующей редакцией (от 30 ноября 2011 года) под госзащитой понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».

  • Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
  • 1) потерпевший;2) свидетель;3) частный обвинитель;4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование было прекращено;5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  • 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  • Госзащите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом близкие родственники, родственники и близкие лица потерпевших и свидетелей, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:
  • 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;2) органы, осуществляющие меры безопасности;
  • 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
  • Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться одна или сразу несколько мер безопасности:
  • 1) личная охрана, охрана жилища и имущества;2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;4) переселение на другое место жительства;5) замена документов;6) изменение внешности;7) изменение места работы (службы) или учебы;8) временное помещение в безопасное место;
  • 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством страны.
  • Переселение, замена документов, изменение места работы или внешности применяются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • Госпрограмма
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации закона о госзащите свидетелей была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».

В ходе ее применения в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.

В отношении них были осуществлены 3842 меры безопасности, в основном это были «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

В большинстве случаев госзащита требовалась свидетелям (63,2%), реже — потерпевшим (23%), подозреваемым и обвиняемым (3,12%).

В соответствии с указом президента Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД России было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности.

Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

2 октября 2009 года была утверждена госпрограмма «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы». Она учитывает опыт реализации предыдущей программы, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

2 декабря 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал поправки в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса и в закон о госзащите, установив порядок финансирования мер безопасности, аналогичный порядку финансирования оперативно-розыскной деятельности.

21 сентября 2012 года премьер Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.

Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы.

При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности.

При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.

В 2011 году сотрудники подразделений государственной защиты обеспечили безопасность 3289 лиц, применив 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам. Под защитой находились 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *