Конституционное право граждан на жилище — советы опытного юриста

Жилищные права включают положения, которые связаны с этим направлением не только прямо, но и косвенно. Жилищный Кодекс сформирован давно, но Правительство время от времени пересматривает его. И вносит корректировки, когда это необходимо.

Что это означает

Согласно Конституционному праву, каждый человек может рассчитывать на:

  1. Обеспечение безопасной и здоровой среды для тех, кто проживает в домах и квартирах.
  2. Улучшение условий при необходимости.
  3. Неприкосновенность жилья.
  4. Стабильное использование имеющейся площади.
  5. Наличие самого места, где можно постоянно разместиться.

Конституционное право граждан на жилище - советы опытного юриста

Местные органы исполнительной власти должны поощрять строительство для реализации описанных прав. Для этого развивается и сам рынок, на что постоянно направляются средства.

Но Конституция не говорит о том, что жильём надо обеспечить абсолютно всех граждан. Они сами имеют право менять свои условия с помощью собственных финансов, привлекая дополнительную помощь.

Исключение делают для малоимущих и других категорий, которым нужна дополнительная поддержка.

Важно! Недопустимость произвольного лишения жилья – одна из дополнительных гарантий в Конституции по данному направлению. Значит, выселять можно только на основе судебных решений и в других ситуациях, обозначенных на законодательном уровне.

Содержание и суть

В Российской Федерации Конституционное право на жилище – это явление многоаспектное. Это связано с реализацией в различных правоотношениях. Обычно они бывают гражданскими и административными, конституционными.

Это право приобретается с рождения, является неотъемлемой частью жизни каждого человека и гражданина.

Направлению присущи и некоторые специфичные свойства, среди которых:

  • Наделение граждан правом проходит без строгой индивидуализации. Государство берёт на себя создание условий, при наличии которых происходит реализация прав. То же касается органов местного самоуправления.
  • Право возникает непосредственно из закона.

При этом реализация прав предполагает определённую последовательность действий, совершаемых со стороны государства и самого человека.

Полезно также почитать: Социальные права человека на основании Конституции РФ

Когда нарушаются полномочия

Согласно Жилищному Кодексу РФ, признать лицо виновным в нарушении в этой сфере можно, если присутствует хотя бы одно из условий, указанных ниже:

  1. Жилые помещения используют не по назначению.
  2. Происходит самовольная перепланировка.
  3. Жилые и придомовые территории, оборудование и элементы благоустройства умышленно портят.
  4. Граждане нуждаются в улучшении жилищных условий, но нарушили порядок постановки на учёт. Или нарушение связано с предоставлением помещений другим лицам для проживания.
  5. Правила эксплуатации жилых квартир и других подобных объектов нарушены.
  6. Сроки заселения не соблюдаются.
  7. Нарушены правила пользования объектами.

В вопросах установления ответственности за указанные проступки Жилищный Кодекс тесно связан с административным. Это касается и явлений, которые не прозваны опасными действиями. Минимальный размер штрафов составит 1500 рублей, максимальная цифра может быть гораздо больше.

Есть и другие действия, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью:

  • Квартира или дом применяются не по назначению.
  • Права и интересы соседей систематически нарушаются.
  • Жилое помещение портится, разрушается.
  • Наниматель не вносит плату за услуги на протяжении шести месяцев и более.

Примеры нарушения

Пример – когда в доме появляются соседи, портящие подъезд непристойными надписями или из-за ремонта которых страдают остальные. И справиться с такими гражданами бывает непросто. Но законодательство предполагает наличие ответственности для тех, кто нарушает установленные правила.

Такие нарушения обычно приводят к административной ответственности.

Вот лишь примеры некоторых споров, которые могут возникнуть между гражданами и организациями:

  1. По вопросам управления многоквартирным домом.
  2. Использование жилых помещений.
  3. Взыскание платы за жильё и коммунальные услуги.
  4. Выселение из жилья и снятие с регистрационного учёта с нарушением общего порядка действий.
  5. Приватизация жилой площади.
  6. Признание прав собственности.

Справка! Здесь надо опираться не только на понятия в Жилищном Кодексе, но и на Гражданский. При невозможности установить компромисс каждая из заинтересованных сторон может обращаться к судебной инстанции.

Наказания за противоправные действия включают не только штрафы. При повторных инцидентах и игнорировании простых указаний гражданина могут выселить из занимаемой площади. При необходимости владельцы общего имущества могут потребовать возмещения причинённого ущерба, не только морального, но и материального.

Гражданско-правовая ответственность может наступить для граждан, которые заключают сделку с нарушениями требований, установленных на законодательном уровне. В результате каждую сторону обяжут вернуть то, что они получили.

За нарушения в указанной сфере отсутствует уголовная ответственность. Она применяется только, когда нарушено право на неприкосновенность – совершение каких-либо действий против воли владельцев или незаконные проникновения. В этом случае штраф может увеличиться в размере до 40 тысяч рублей.

Допустимые виды наказаний – арест до 3 месяцев или исправительные работы, на 1 год и более. До 200 тысяч рублей возрастают штрафы при наличии угроз и насилия, когда совершались действия. 300 тысяч рублей – штраф, если преступление совершили с помощью служебного положения. Тогда возрастает и срок принудительных работ вместе с допустимым арестом – до 3 лет.

Законные формы ограничения

Неотчуждаемыми жилищными правами наделяется каждый гражданин РФ. Жилищный Кодекс и специальные федеральные акты позволяют разрабатывать законодательство в целом по данному направлению. Некоторые из указанных положений допускают введение определённых ограничений.

Внимание! Речь идёт не только о законодательных актах, но и о специальных постановлениях. Они при необходимости вносятся в Жилищный Кодекс, который таким способом и корректируется при необходимости.

Только если нужно защитить следующие объекты регулирования, применяют ограничения:

  • Безопасность государства.
  • Оборона страны.
  • Интересы граждан.
  • Здоровье граждан.
  • Нравственный облик граждан.
  • Строй государства согласно Конституции РФ.

У термина «ограничение жилищных прав» есть несколько толкований:

  1. Когда требуется защита прав более высокого порядка, некоторые возможности в сфере жилищного права исключают.
  2. Устанавливают специальные рамки и ограничения.
  3. Жилищные правоотношения удерживают в специальных рамках, чтобы сдерживать деструктивную деятельность некоторых лиц.
  4. Из круга полномочий физических, юридических лиц изымают некоторые права.

Это равноценные определения, которые могут дополнять друг друга.

Наконец, можно привести некоторые примеры допустимых ограничений:

  • Жильцам многоквартирного дома нельзя проводить серьёзные перепланировки без согласования со специальной инспекцией.
  • Наличие обязанностей по содержанию и уборке общей территории.
  • Собственник обязан придерживаться определённого регламента, если меняется статус объекта.
  • Принятие участия в собраниях.

Справка! Юристы говорят о том, что сами законодательные нормы могут рассматриваться в качестве ограничений. Пример о согласовании перепланировок уже приводился выше. Это тоже своеобразное ограничение, которое продолжает действовать по отношению ко всем. Главное – чтобы не нарушались права других граждан и не было опасности для государства.

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Имущественные права жильцов любого соответствующего объекта – отдельное направление для законодательного регулирования. К нему относятся и правила, связанные с содержанием общего имущества.

Эти законы нужны, чтобы у каждого человека сохранялось право на получение жилья. Но дополнительно накладывается обязанность по соблюдению интересов других граждан, которые могут находиться рядом.

Они тоже наделены правами и обязанностями в отношении того, что им принадлежит. Иначе невозможно совместно проживать на одной территории. Правительство заботится о том, чтобы все уважали друг друга.

Как отстоять жилищные права в суде: вопросы и ответы

Рыночные отношения в жилищной сфере привели к тому, что в настоящее время приоритет отдается праву собственности на жилое помещение. Кроме того, государство, переложив бремя решения жилищных проблем на граждан, оставило на своем попечении только малоимущих. В связи с этим резко увеличилось количество обращений граждан в суд за помощью в решении все чаще возникающих жилищных споров.

Конституционное право граждан на жилище - советы опытного юриста

Что нужно знать, чтобы защитить свои жилищные права

Как известно, отдельные положения Жилищного кодекса РФ значительно ограничили права граждан по сравнению с теми правами, которыми обладали владельцы и собственники жилых помещений в предшествующий период времени.

Рыночные отношения в жилищной сфере привели к тому, что в настоящее время приоритет отдается праву собственности на жилое помещение.

Кроме того, государство, переложив бремя решения жилищных проблем на граждан, оставило на своем попечении только малоимущих.

  • В связи с этим резко увеличилось количество обращений граждан в суд за помощью в решении все чаще возникающих жилищных споров.
  • Если у вас возникла необходимость цивилизованным путем (через обращение в суд ) решить жилищные споры, будет лучше, если вы обратитесь к адвокату или иному юристу, который специализируется на решении вопросов, связанных с жилищным законодательством.
  • Другое дело, что за оказание юридической помощи, как правило, нужно будет платить вашему представителю.
  • А как быть, если вы оказались в затруднительном материальном положении, или думаете, что юристы вам не смогут оказать качественную помощь?
  • В этом случае при желании можно пойти в суд без адвоката (хотя, еще раз обращаю внимание, «юридическим самолечением» заниматься крайне нежелательно).

В том случае, если вы решите действовать по принципу «сам себе адвокат» , все равно вам нужно получить хотя бы самый минимум знаний о возможностях решения вашей проблемы. И в этой связи могу порекомендовать для ознакомления или более глубокого изучения книгу Елены Латыновой «Как отстоять жилищные права в суде. Часто задаваемые вопросы».

  Как защитить жилищные права жильцам многоквартирного дома

Автор не только комментирует практическое применение Жилищного кодекса и других нормативных актов, которыми регламентируются жилищные правоотношения, но и достаточно подробно в доступной для восприятия форме рассматривает жилищные споры, которые наиболее часто рассматриваются судебными инстанциями.

Из книги вы узнаете, как разрешить жилищные споры и отстоять свое право на жилое помещение, а именно:

  • как в суде признать, что гражданин не приобрел права пользования жилым помещением;
  • как признать незаконным и обжаловать отказ в приватизации жилья;
  • как разрешается вопрос о предоставлении помещения в случае освобождения комнаты в коммунальной квартире;
  • как защитить в суде нарушенные права участника долевого строительства;
  • как включить жилое помещение в наследственную массу;
  • как разрешить спор, возникший в связи с принудительным обменом жилых помещений;
  • как разрешить в суде вопрос о разделе дома в натуре;
  • как решить спор о порядке пользования жилым помещением;
  • как через суд разделить жилое помещение между супругами;
  • как признать сделку с жильем недействительной;
  • как собственнику жилого помещения выселить бывшего члена семьи;
  • как расторгнуть договор найма жилья с лицом, там не проживающим (выехавшим);
  • как решаются вопросы, связанные с выселением из жилых помещений, при капитальном ремонте дома или его реконструкцией;
  • когда суд может принять решение о выселении в связи с неуплатой за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;
  • в каких случаях суд может принять решение о выселении нарушителей порядка проживания или пользования жилым помещением (повреждение или разрушение, использование жилья не по назначению);
  • как осуществляется выселение из служебных жилых помещений;
  • каким образом, и в каких случаях могут выселить из общежития;
  • как в судебном порядке разрешить вопрос о возмещении вреда, который причинен жилому помещению.

  Как управлять многоквартирным домом

Кроме того, для лучшего восприятия изложенной информации в пособии приведены многочисленные примеры из судебной практики, касающиеся рассмотрения жилищных споров по различным поводам.

Прочитав книгу «Как отстоять жилищные права в суде. Часто задаваемые вопросы» вы сможете самостоятельно разобраться в применении действующего законодательства при рассмотрении жилищных споров в гражданском судопроизводстве. Получить доступ и скачать книгу можно на странице «Библиотека».

Читайте также:  Суды присяжных будут рассматривать больше уголовных дел - советы опытного юриста

Право на жилище (ст. 40 Конституции России)

  • Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
  • Конституция Российской Федерации предусматривает, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления поо­щряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище.
  • В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным зако­ном категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке.

При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Основные законодательные акты:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Содержание

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания.

В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д.

Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания.

Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий.

И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.

Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда; 
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы.

Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим.

Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др.

, предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Право на жилище в практике Конституционного Суда Российской Федерации

Конституция РФ 1993 г. закрепила систему социальных права человека. К социальным правам человека относятся: право на достаточный уровень жизни; право на жилище; право на защиту семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду.

3 июня 2009 г. Российская Федерация, являясь участником Совета Европы, ратифицировала ряд положений Европейской социальной хартии 1961 г. (пересмотрена в 1996 г.). 18 декабря 2011 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию.

В связи с этим очень важно определить позицию государства по отношению к человеку, ту меру ответственности, которую оно берет на себя в сфере обеспечения социальных прав человека.

Конституционный Суд РФ является одним из институтов социальной защиты граждан. В последнее время объектом конституционного контроля с его стороны становилось множество правовых актов, регламентирующих отношения в социальной сфере.

Конституционный Суд РФ рассмотрел достаточно большое количество дел, связанных с реализацией такого важнейшего конституционного социального права, как право на жилище, являющееся неотъемлемым элементом права на достаточный уровень жизни.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 40 закрепляет право на жилище в качестве самостоятельного конституционного права.

На наш взгляд, схема правомочий, предложенная Н.М. Матузовым для субъективного права, справедлива и для конституционных социальных прав. Правоповедение в социальных правах заключается в возможности определенного поведения самого управомоченного лица в отношении благ социальной свободы.

Правоповедение в конституционном праве на жилище, на наш взгляд, включает в себя следующие элементы:

    1. возможность человека устойчиво (стабильно) и беспрепятственно пользоваться имеющимся у него на законных основаниях жилищем;
    2. возможность малоимущих граждан и иных указанных в законе граждан получить бесплатно или за доступную плату жилище из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Правотребование в социальных правах состоит в том, что управомоченный субъект может требовать от государства (обязанного лица) обеспечить пользование указанными благами социальной свободы.

Читайте также:  Как вернуть денежные средства в случае возврата смартфона? - советы опытного юриста

Правотребование в анализируемом праве представлено следующими элементами:

    1. возможность для малоимущих и иных указанных в законе граждан требовать от государства предоставления жилища бесплатно или за доступную плату;
    2. обязанность государства воздерживаться от любых действий, создающих препятствия для самостоятельного осуществления человеком этого права, когда он располагает на это соответствующими возможностями;
    3. обязанность воздерживаться от всякого рода действий, направленных на произвольное лишение человека жилища.

По смыслу ст. 40 Конституции РФ субъектом данного права выступает каждый человек. При этом, как отметил Конституционный Суд, «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации права на жилище» .
———————————

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» // СЗ РФ. 1995 N 18. Ст. 1708.

«Временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением» .
———————————

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 и п. 8 ч. 2 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглобина, А.Н. Ващука» // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 262.

Конституция РФ 1993 г. по сравнению с Конституцией СССР 1977 г. установила совершенно иной подход к удовлетворению жилищных потребностей людей. Конституция РФ в ст. 35 расширила перечень жилищных фондов — «частный, государственный, муниципальный и иные».

Российское государство только поощряет жилищное строительство независимо от того, к каким фондам это жилище относится, и создает условия для осуществления права на жилище.

Возможность бесплатного или за доступную плату получения жилища с учетом сегодняшних реалий имеет ограниченное действие по кругу лиц. Такой возможностью обладают малоимущие граждане и указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище . Основная цель ст. 40 Конституции РФ — обеспечить каждому человеку крышу над головой, ликвидировать бездомность.

Право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве, на наш взгляд, не входит в содержание права на жилище.
———————————

Определение Конституционного Суда от 24 сентября 2012 г. N 1806-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова А.Н.

на нарушение его конституционных прав положениями подпункта «б» пункта 2, подпунктов «а», «б», «е» пункта 6 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx.

Конституционный Суд РФ отметил, что «граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности, независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире. Это не исключает возможности оспаривать реализацию данного права в судебном порядке» .
———————————

Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.

При этом право на бесплатную приватизацию — это часть экономической политики государства. Определяя момент прекращения приватизации жилых помещений, федеральный законодатель должен учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого времени.

Запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда, в том числе помещений специализированного жилищного фонда, может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов .
———————————

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации образования «Звениговский муниципальный район» республики Марий Эл» // http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx.

Конституционный Суд РФ рассмотрел ряд дел, касающихся предоставления жилищных субсидий.

Изменение условий предоставления жилищных субсидий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм .
———————————

См.: п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой» // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276.

Вместе с тем в своем решении по делу о предоставлении жилищных субсидий государственному служащему Павлову А.Н., который не имел жилого помещения на территории Российской Федерации, Конституционный Суд отметил, что наличие жилого помещения на территории иностранного государства является основанием для отказа в предоставлении жилищных субсидий на приобретение жилого помещения .

Суд подчеркнул, что нормы законодательства, которыми предусмотрена обязанность представить ряд документов, направлены на предотвращение злоупотребления гражданскими служащими своими правами при обращении за получением за счет бюджетных средств.
———————————

Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1806-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова А.Н.

на нарушение его конституционных прав положениями подпункта «б» пункта 2, подпунктов «а», «б», «е» пункта 6 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx.

Конституционный Суд РФ рассмотрел ряд дел, которые касаются обеспечения жилья военнослужащих посредством предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения .

При рассмотрении данных дел в судах общей юрисдикции заявителям было отказано в удовлетворении исковых требований. Оставив исковые требования заявителей без удовлетворения, суды руководствовались нормой Закона «О статусе военнослужащих», в которой данные выплаты были поставлены в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В деле же военнослужащего Кабулова Н.М., который встал на учет на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 г., но затем переехал на новое место жительства и встал на учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 г., органы местного самоуправления отказали в праве на обеспечение жилым помещением либо получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

———————————

См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.Н. Хмары и В.Н.

Шума»; от 15 октября 2012 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова» // http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx.

Рассматривая дело А.Н. Хмары и В.Н. Шума, Конституционный Суд РФ не нашел объективного и разумного основания оправдания дифференциации правового положения граждан.

В его решениях по указанным делам отмечено, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. ч. 1 и 2 ст.

19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Безусловно, в российском праве наметился ряд положительных тенденций в ситуации с реализацией права на жилище, но, к сожалению, негативные явления, на наш взгляд, преобладают.

Практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что в ряде случаев органы исполнительной власти на местах игнорируют его решения. Это, безусловно, говорит о необходимости повышения уровня защиты социальных прав и со стороны указанных органов власти.

Библиография

Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Вестник института права СГЭА. Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. 2002. N 3.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.И. Тиунова. М., 2005.
Малюкова Л.В.

Реализация конституционного права на жилище в Российской Федерации в современных условиях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
Матузов Н.М. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
Скрипко В.Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище // Государство и право. 2002. N 12.

Стрельцын Б.Е. Проблемы реализации конституционного права на жилище в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Читайте еще:

А.А. Крикунова

Специальный доклад «ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

  • Специальный доклад
  • Уполномоченного по правам человека в Самарской области
  • «ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Введение.

Проблемы правового регулирования городской застройки в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность. Приоритетным направлением государственной жилищный политики является реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Конституция Российской Федерации, жилищное законодательство устанавливают право граждан на жилище как одно из важнейших социально-экономических прав.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулируют жилищное строительство.

Вместе с тем, масштабная деятельность по созданию объектов капитального строительства в ряде случаев вступает в противоречие с реализацией права граждан на благоприятную окружающую среду.

И если с временными трудностями (стройматериалы во дворе и на спортплощадке, грузовые машины перед домом, башенный кран перед окном) жильцы еще готовы мириться и относятся к ним с пониманием, то многоэтажную застройку, закрывающую вид на Волгу, и стройплощадку на месте вырубленного сквера рассматривают как прямое нарушение их прав и нормальных условий жизни. В  большинстве случаев это имеет под собой основание.

Концепция «точечной» застройки часто преподносится как наиболее   рациональное решение квартирного вопроса для граждан. В реальности же   реализация права на жилище в ущерб праву на благоприятную окружающую среду становится  причиной серьезного конфликта социальных интересов.

Почти систематическими стали общественные действия против уплотнительной застройки (пикеты, митинги, акции), поскольку ее ведение оказывает негативное воздействие на условия проживания граждан как в период строительства, так и в последующем (ликвидация привычных мест отдыха людей, детских площадок, парков, скверов, уничтожение зеленых насаждений, увеличение потока транспортных средств и как следствие  — повышение загазованности воздуха).

Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляет принципы законодательства о градостроительной деятельности, в числе которых указывает на обеспечение устойчивого развития территорий.

Устойчивое развитие территорий определяется как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Читайте также:  Процессуальное соучастие по делам о недействительности завещания - советы опытного юриста

Право человека на благоприятные условия жизнедеятельности является составной и неотъемлемой частью права человека на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Данное право принадлежит к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристиках государства.

Наряду с другими социальными институтами оно определяет показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека.

Устойчивость как одно из необходимых свойств развития территорий подразумевает под собой стабильность, предсказуемость и определенность. К сожалению, в настоящее время во многих городах, в том числе и в Самарской области, существует проблема, вызванная хаотичным (неустойчивым) развитием территорий.

Возникают ситуации, когда строительство объекта, на первый взгляд удачно вписывающегося в существующую застройку (с точки зрения архитектурного облика, обеспеченности коммуникациями, транспортной и социальной инфраструктурой, местоположения), существенно затрудняет дальнейшее развитие территории и реализацию гражданских прав и свобод.

В аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области, правоохранительные, судебные органы и иные инстанции поступает большое количество обращений от инициативных групп жителей домов, расположенных вблизи предполагаемого или уже осуществляемого строительства.

Следует отметить тенденцию увеличения количества протестных групп и их консолидации в процессе защиты нарушенных прав. Наиболее активными являются жители домов № 2 и № 4 по ул. Осипенко; жители дома № 1 по пр. Ленина, домов № 20 и 20а по ул. Больничная, домов № 89, 93, 95, 97, 99, 101, 103, 105 по ул. Аэродромная, дома № 360 по пр.

Карла Маркса, домов № 132 «А» по ул. Волгина и № 148 по ул. Революционной, дома № 54 по ул. Урицкого, домов на ул. Белогородской (пос. Толевый), домов № 157-159 по ул. Дыбенко, домов в непосредственной близости к парку «Дружба» в городском округе Самара и другие.

Но именно ситуации с застройкой по данным адресам являются наиболее яркими и типичными примерами конфликта интересов.

Эскалация же конкретных конфликтных ситуаций чаще всего обусловлена игнорированием мнения людей, проживающих в районе предполагающейся уплотнительной застройки, и убежденностью уполномоченных лиц в правомерности и всесилии собственной позиции  («они, т.е. жители, всегда будут против: что же теперь не строить?!»).

Градостроительный кодекс Российской Федерации в качестве одного из принципов закрепляет участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

В нем предусматриваются обязательные процедуры проведения публичных слушаний, в том числе по вопросам рассмотрения проектов планировки территории и проектов межевания территории.

Тем самым, градостроительное законодательство предоставляет населению городских территорий гарантированную возможность выражения своего мнения относительно вопросов градостроительного планирования и обязывает уполномоченные органы учитывать мнение населения в процессе разработки и утверждения документации о территориальном планировании.

Однако, существенной правовой проблемой является отсутствие в нормах градостроительного и земельного законодательства регламентации конкретных способов учета мнения населения при решении вопросов в градостроительной сфере.

  1. Очевидно, что без определения четких критериев учета общественного мнения, порядка проведения согласительных процедур и механизмов преодоления возникших разногласий при ведении строительства участие общественности в процессе территориального планирования останется простой формальностью.
  2. В связи с изложенным, целью настоящего специального доклада Уполномоченного по правам человека в Самарской области является:
  3. анализ основных проблем, возникающих при ведении строительства методом уплотнительной (точечной) застройки, и приводящих к нарушениям конституционных прав граждан;
  4. акцентирование внимания органов государственной власти, органов местного самоуправления, строительных и иных заинтересованных организаций на правовых и социальных проблемах в градостроительной сфере;
  5. внесение предложений по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав граждан на жилище и благоприятную окружающую среду.
  6. По итогам рассмотрения специального доклада должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций Уполномоченный считает необходимым решение следующих задач:
  7. содействие восстановлению нарушенных прав граждан в связи с ведением строительства в непосредственной близости от жилых домов;
  8. определение механизмов участия общественности, учета мнения населения при принятии решений в сфере землепользования и застройки;
  9. устранение причин и предотвращение фактов правонарушений в данной сфере;
  10. совершенствование законодательства в области градостроительства и землепользования в целях упорядочения размещения объектов капитального строительства на застроенных территориях, защиты прав и законных интересов граждан.

§ 1. Проблемы в реализации права граждан на благоприятную окружающую среду в условиях уплотнительной застройки.

В связи с уплотнением городской застройки, строительством жилых зданий и других объектов создаются препятствия в реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, имущественных прав и общественных интересов.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвесторы при выборе земельных участков для строительства, можно отметить дефицит земель в границах населенного пункта.

Строительство за границами территорий влечет для застройщика дополнительные расходы на возведение коммуникаций и инженерных сетей, что является для него невыгодным.

В то же время, возведение новых объектов на уже сформированных и освоенных земельных участках становится удобным вариантом: дома возводят на существующих инженерных сетях, с использованием наземных и подземных коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры.

Поэтому именно центральная часть населенного пункта становится наиболее привлекательным местом для застройщиков. Но одновременно строительные площадки все чаще становятся «полем битвы» жильцов за свои законные интересы.

Последствия уплотнительной застройки могут привести к весьма серьезным проблемам как для граждан, инвестирующих в строительство и  приобретающих квартиры в новостройках, так и для жителей близлежащих домов.

Например, перегруженность систем энергоснабжения района может представлять проблему для подключения будущего объекта к электросетям, наличие подземных коммуникаций на месте непосредственной застройки  — повлечь проблемы, связанные с необходимостью их переноса и получения соответствующих согласований, а следовательно, затягивание сроков строительства, введения объектов в эксплуатацию, сложности с оформлением правоустанавливающих документов для новых собственников недвижимости. Цена за квадратный метр при таких условиях строительства увеличивается в несколько раз, что не соответствует целям и задачам реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В условиях современного градостроительства важной проблемой становятся взаимоотношения населения с застройщиками и органами местного самоуправления. При этом жители выступают как носители частного интереса при решении судьбы своего дома, квартала, микрорайона и как источник публично-правовой власти в решениях вопросов развития районов и города в целом.

Однако взаимодействие между инвесторами, застройщиками и органами власти, как правило, происходит без участия жителей конкретной территории. Подобные ситуации приводят либо к отчуждению жителей от власти, пассивности, либо к резким стихийным вспышкам возмущения.

Нередко поспешные поиски обусловлены сиюминутной ситуацией  и не направлены на решение проблемы в целом.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области поступило коллективное обращение от жителей домов № 2, 2а, 2б, 2в, 4, 8 по ул. Осипенко г. Самара. 27.09.2004 г. было принято постановление Главы г.

Самары № 2436 «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Осипенко в Октябрьском районе города Самары».

Жильцы домов активно возражали против намечаемого строительства, поскольку осознавали негативные последствия: перенаселение территории; резкое ухудшение степени инсоляции, ликвидация зеленого массива, загрязнение атмосферы, увеличение нагрузки на инфраструктуру, трещины фундаментов домов № 2 и № 4 по ул. Осипенко. Организации, осуществляющие газоснабжение и водоснабжение будут вынуждены повысить давление в подающих коммуникациях, что может привести к авариям.

В связи с этим, вокруг строительства на данной площадке сложилась напряженная ситуация: инициативная группа жильцов организовывала палаточный лагерь на отведенном под строительство участке, проводила митинги.

Результатом акций граждан, их обращений в различные инстанции,  в прокуратуру Самарской области, явилось проведение областной прокуратурой проверки законности строительства ООО «Стройинвест» многоквартирного жилого дома в указанном районе.

Установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2007 г.

удовлетворены требования искового заявления ООО «Стройинвест» к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара об обжаловании действий должностных лиц, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство.  Судебным решением на Департамент возложена обязанность подготовить и выдать разрешение на строительство.

По информации на сайте прокуратуры Самарской области (www.prokuror.samara.ru)  разрешение на строительство многоэтажного жилого дома по ул. Осипенко было подписано главой городского округа Самара 18.08.2007 г.

Однако, из правоустанавливающих документов на земельный участок, предоставленный застройщику для строительства, и заключения государственной экспертизы по рабочему проекту «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по ул. Осипенко в г.

Самара» следует, что земельный участок расположен в пределах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) карты правового зонирования Правил застройки и землепользования г. Самара.

Секция № 2 намечаемого к строительству капитального объекта по проекту имеет этажность в 17-18 этажей, что не соответствует виду разрешенного использования недвижимости в территориальной зоне Ж-4 и является отклонением от предельных параметров строительства. Согласно ст. 38, п.п. 4,5 ст. 40, ст.

51 Градостроительного кодекса РФ, Положению «О публичных слушаниях в городском округе Самара», утвержденному постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 г. № 176, необходимым документом в числе прочих является разрешение на отклонение от предельных параметров строительства объекта, которое выдается по результатам проведения публичных слушаний.

Правом инициировать их проведение наделены глава, дума и население городского округа Самара. В нарушение указанных требований закона публичные слушания по вопросу выдачи ООО «Стройинвест» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства не проведены, разрешение на отклонение от предельных параметров строительства не выдано.

В результате установления нарушений главой муниципального образования требований градостроительного законодательства, первым заместителем прокурора Самарской области в адрес главы городского округа Самара внесено представление об устранении нарушений требований градостроительного законодательства, прокурору Октябрьского района дано поручение о предъявлении в Октябрьский районный суд заявления в защиту нарушенных прав граждан и муниципального образования о признании незаконными действий главы городского округа Самара по выдаче разрешения на строительство ООО «Стройинвест».

Одновременно строительная компания ООО «Стройинвест» в Октябрьском районном суде г. Самары предъявила иск к жителям домов № 2 и № 4 по ул. Осипенко, в связи с тем, что по мнению застройщика, граждане незаконно препятствовали началу строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями. При этом истец потребовал денежную компенсацию от жильцов!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *